План победы
1
В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
1
И вот в один из дней, когда Иисус в Храме учил народ и возвещал Радостную Весть, подошли к Нему старшие священники и учителя Закона со старейшинами
2
и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
2
и спросили: «Скажи нам, по какому праву Ты так поступаешь? Кто Тебе дал такое право?»
3
Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
3
«И Я задам вам один вопрос, — сказал в ответ Иисус, — а вы ответьте Мне.
4
крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
4
Крещение Иоанново от кого было? От Бога или от людей?»
5
Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?»
5
Они стали спорить друг с другом: «Если скажем „от Бога“, тогда Он спросит: „Почему вы не поверили Иоанну?“
6
А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
6
Если скажем „от людей“, весь народ побьет нас камнями, ведь они убеждены, что Иоанн — пророк».
7
И отвечали: не знаем откуда.
7
И они ответили, что не знают, от кого.
8
Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
8
«Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю», — сказал Иисус.
9
И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
9
Затем Иисус начал рассказывать народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и отдал внаем виноградарям, а сам на долгие годы уехал в чужие края.
10
и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
10
Вот настала пора — послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но виноградари, избив его, отправили ни с чем.
11
Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
11
Тогда послал он другого слугу. И того, избив, с позором прогнали, не дав ничего.
12
И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
12
Он снова послал — уже третьего слугу. Того изранили и вышвырнули вон.
13
Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся».
13
Сказал тогда владелец виноградника: „Что мне делать? Пошлю я сына любимого, может, его постыдятся“.
14
Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше».
14
Но виноградари, увидев его, стали говорить друг другу: „Это наследник! Давайте убьем его, чтобы нашим стало наследство!“
15
И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
15
И, выбросив его из виноградника, убили. Что же сделает с ними владелец виноградника?
16
Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
16
Он вернется и казнит виноградарей этих, а виноградник отдаст другим». — «Да не будет такого!» — сказали слушатели.
17
Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?
17
Иисус, пристально посмотрев на них, спросил: «Что значат тогда эти слова Писания: „Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем“?
18
Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
18
Всякий, кто о тот камень споткнется, разобьется, а на кого упадет он, того раздавит».
19
И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
19
Учителя Закона и старшие священники тогда же схватили бы Иисуса, ведь они поняли, что притча эта направлена против них, но побоялись народа.
20
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
20
Поэтому они стали следить за Иисусом и подослали к Нему несколько человек, якобы очень благочестивых, чтобы поймать Его на слове, а затем передать властям, на суд римского наместника.
21
И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь;
21
Те спросили Иисуса: «Учитель, мы знаем, что говоришь Ты и учишь верно и что Ты никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог.
22
позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
22
Скажи, разрешается нам платить подать цезарю или нет?»
23
Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
23
Иисус, разгадав их злой умысел, сказал им:
24
Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
24
«Покажите Мне денарий. Чье на нем изображение и чье имя?» — «Цезаря», — ответили они.
25
Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
25
«Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье — Богу», — сказал им Иисус.
26
И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
26
Им не удалось при народе поймать Его на слове. Изумленные Его ответом, они замолчали.
27
Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
27
К Нему подошло несколько саддукеев (они отрицают воскресение) и задали Ему такой вопрос:
28
Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
28
«Учитель, Моисей написал нам в законе: если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат, пусть он возьмет его жену себе, чтобы дать брату потомство.
29
Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
29
Так вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным.
30
взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
30
И второй,
31
взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
31
и третий брали ее в жены, и так все семеро. И все умерли, не оставив детей.
32
после всех умерла и жена;
32
Потом умерла и женщина.
33
итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
33
Так чьей женой она будет после воскресения? Ведь женаты на ней были все семеро!»
34
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
34
«Люди этого века женятся и выходят замуж, — ответил Иисус. —
35
а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
35
Но те, что сочтены достойными воскресения из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, ни выходить замуж.
36
и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
36
И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их.
37
А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
37
А что касается того, что мертвые воскресают, то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне, когда называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.
38
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
38
Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы».
39
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
39
И тогда некоторые учителя Закона сказали: «Хорошо сказано, Учитель».
40
И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
40
И уже никто не осмеливался ни о чем Его спрашивать. А Иисус сказал им:
41
как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
41
«Как могут люди говорить, что Помазанник — потомок Давида?
42
а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
42
Ведь сам Давид говорит в Книге Псалмов: „Сказал Господь Господину моему: восседай по правую руку Мою,
43
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
43
а Я повергну Твоих врагов под ноги Твои“.
44
Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
44
Так вот, Давид называет Его Господином. Как же Он может быть его потомком?»
45
И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
45
В то время, когда весь народ слушал Его, Иисус сказал Своим ученикам:
46
остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
46
«Остерегайтесь учителей Закона, которые расхаживают в длинных одеждах, любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях, любят сидеть в синагогах в первом ряду и на почетных местах — на пиру.
47
которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
47
Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся. Этих ждет самый суровый приговор».