План победы
1
Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
1
В тот день Иисус, выйдя из дому, пошел к морю и сел на берегу.
2
И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
2
Вокруг Него собралось множество народу. Ему пришлось сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
3
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
3
Иисус о многом говорил им в притчах: «Вот вышел сеятель сеять.
4
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
4
И когда он сеял, часть зерен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
5
иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
5
Другие упали на каменистую почву, где земли было мало, — и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
6
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
6
а когда взошло солнце, оно опалило их, и ростки, не имея корня, завяли.
7
иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
7
Другие упали среди колючек — колючки выросли и заглушили их.
8
иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
8
А другие зерна упали в землю добрую и дали урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный.
9
Кто имеет уши слышать, да слышит!
9
У кого есть уши, пусть услышит!»
10
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
10
Ученики, подойдя к Нему, спросили: «Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?»
11
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
11
«Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, — ответил Он. —
12
ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
12
У кого есть, тому Бог даст еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, Он отнимет.
13
потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
13
Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят — и не видят, слушают — и не слышат, и не понимают.
14
и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
14
Так исполнилось на них пророчество Исайи, гласящее: „Ушами будете слушать — и не поймете, глазами смотреть — и не увидите!
15
ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
15
Заплыло жиром сердце этого народа, туги они стали на ухо, и сомкнулись у них глаза. А иначе глазами увидели бы, и ушами услышали бы, сердцем поняли бы. И тогда ко Мне обратились бы, и Я бы их исцелил“.
16
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
16
Вашим глазам посчастливилось — они видят, и ушам посчастливилось — они слышат.
17
ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
17
Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали.
18
Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
18
Итак, послушайте, что значит притча о сеятеле.
19
ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
19
Когда человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит Злодей и уносит посеянное в сердце. Этот человек похож на зерна, посеянные у дороги.
20
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
20
А посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его.
21
но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
21
Но у него нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений и гонений за слово тотчас отступается.
22
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
22
Посеянное среди колючек — это человек, слышащий слово, но заботы этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остается бесплодным.
23
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
23
Посеянное же на доброй земле — это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный».
24
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
24
Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот человек засеял отборным зерном свое поле.
25
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
25
Ночью, когда все спали, пришел его враг, сорные травы посеял в пшенице и удалился.
26
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
26
Когда поднялись посевы и стал наливаться колос, сорняки показались.
27
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?»
27
Слуги хозяина дома пришли к нему и сказали: „Господин наш, ты ведь отборным засеял зерном свое поле. Откуда взялись сорняки?“ —
28
Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?»
28
„Это дело рук врага“, — ответил хозяин. Они говорят: „Хочешь, пойдем мы и выполем их?“
29
Но он сказал: «нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
29
Он отвечает: „Не надо, иначе во время прополки вы вырвете с сорняками пшеницу.
30
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
30
Пусть и то, и другое растет до жатвы. А в жатву я прикажу жнецам: ‚Сперва соберите сорные травы, свяжите в вязанки и сожгите, а пшеницу свезите в закрома‘ “».
31
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
31
Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот горчичное зернышко, человек его взял и посеял на поле.
32
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
32
Оно меньше всех семян на земле, а потом, когда вырастет, станет больше огородных растений, станет как дерево, и птицы к нему прилетят и в ветвях его будут вить гнезда».
33
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
33
И еще одну притчу рассказал им Иисус: «Чему подобно Царство Небес? Представьте себе: вот горстка дрожжей, женщина их взяла и положила в целых три пуда муки — и поднялось все тесто».
34
Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
34
Все это Иисус рассказывал народу притчами. Он ничего не говорил им прямо, без иносказаний,
35
да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
35
потому что должно было исполниться сказанное через пророка: «Я открою уста мои — и притчу скажу, Я расскажу им то, что было неведомо со дней сотворения мира».
36
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
36
Потом, отпустив народ, Иисус вернулся в дом. Ученики, подойдя к Нему, сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».
37
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
37
«Посеявший отборное зерно — это Сын человеческий, — ответил Иисус. —
38
поле есть мир; доброе семя - это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
38
Поле — это мир, отборное зерно — сыны Царства, сорняки — люди Сатаны,
39
враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
39
враг, их посеявший, — дьявол. Жатва — это конец мира, а жнецы — ангелы.
40
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
40
Как собирают и сжигают в огне сорняки, так будет и в конце мира.
41
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
41
Сын человеческий пошлет Своих ангелов, они выберут из Его Царства всех, кто толкал людей на грех, и всех, кто творил зло,
42
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
42
и бросят их в горящую печь. Там будет плач и зубовный скрежет.
43
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
43
А праведники будут сиять, словно солнце, в Царстве своего Отца. У кого есть уши, пусть услышит!
44
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
44
Чему подобно Царство Небес? Вот представьте себе: нашел человек зарытое в поле сокровище, снова его закопал и на радостях идет, все продает, что имел, и покупает то поле.
45
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
45
Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: ищет купец хороший жемчуг.
46
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
46
И вот он нашел бесценную жемчужину, пошел, продал все, что имел, и купил ее.
47
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
47
Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: забросили рыбаки в море сеть и поймали рыб самых разных.
48
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
48
Когда сеть наполнилась рыбой, вытащив на берег сеть и усевшись, стали они рыб разбирать: хороших клали в корзины, а несъедобных отбрасывали.
49
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
49
Так будет и в конце мира: выйдут ангелы, они отделят от хороших людей дурных
50
и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
50
и бросят их в горящую печь, где будет плач и зубовный скрежет.
51
И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
51
Все ли вы поняли?» — «Да», — отвечают они.
52
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
52
«Вот поэтому, — сказал им Иисус, — всякого учителя Закона, ставшего учеником Царства Небес, можно сравнить с хозяином дома, который выносит из своей кладовой и новые вещи, и старые».
53
И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
53
После того как Иисус рассказал эти притчи, Он пошел дальше.
54
И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
54
Придя в Свой родной город, Он стал учить в синагоге. Все слушатели поражались. «Откуда у Него такая мудрость и такая сила? — говорили они. —
55
не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
55
Разве Он не сын плотника? Разве Его мать зовут не Мариам, а братьев — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
56
и сестры Его не все ли между нами ? откуда же у Него все это?
56
И разве не все Его сестры живут здесь, у нас?»
57
И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
57
И потому они Его отвергли. «Всюду пророк в почете, только не на родине и не у себя дома», — сказал им Иисус.
58
И не совершил там многих чудес по неверию их.
58
И многих чудес Он там не совершил из-за их неверия.