Притчи 18
1
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
1
Кто живет сам по себе — творит, что хочет, а на здравые советы лишь бранится.
2
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
2
Глупцу не нравится думать, зато любит он умом похваляться.
3
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.
3
По пятам за злодейством — презрение, а за бесчестием следует позор.
4
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
4
Слова человека — глубокие воды, источник мудрости — струящийся поток.
5
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
5
Дурное дело — потворствовать злодею или праведнику отказать в правосудии.
6
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
6
Язык глупца доведет до ссоры, его уста накличут побои.
7
Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.
7
В речах глупца — его погибель, его уста — для него же ловушка.
8
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
8
Речи сплетника — что лакомство, проникают в самое нутро человека.
9
Нерадивый в работе своей - брат расточителю.
9
Ленивый работник — все равно что разрушитель.
10
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.
10
Имя Господа — могучая башня: укроется в ней праведник и будет неприступен.
11
Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
11
Для богатого достаток — словно крепость, оно ему мнится стеной неприступной.
12
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
12
Падению предшествует надменность, а славе — смирение.
13
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
13
Давать ответ, не дослушав, — только глупость и стыд.
14
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
14
Сильный духом справится с недугом, но как быть, если дух сломлен?
15
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
15
Сердце разумного копит знание, ищет знания слух мудрецов.
16
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
16
Подношения расчистят путь и откроют доступ к вельможам.
17
Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
17
В тяжбе кто первый, тот и прав — пока соперник не вступит в спор.
18
Жребий прекращает споры и решает между сильными.
18
Жребий улаживает споры и разводит могучих противников.
19
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.
19
Обиженный брат — неприступная крепость, а ссора — засов на воротах.
20
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
20
Плодами своих речей насыщается человек: что добудет языком, тем и насытится.
21
Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
21
Жизнь и смерть — во власти языка, и кто с ним дружен, плоды его вкусит.
22
Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.
22
Кто нашел жену — нашел сокровище и обрел благоволение Господа.
23
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
23
В словах бедняка мольба, но грубость в ответе богача.
24
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
24
У кого друзей много, тому несдобровать, но любовь иного друга — крепче братской.
Михей 6
1
Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой!
1
Слушайте, что говорит Господь: иск предъяви горам, пусть услышат холмы твой голос!
2
Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется.
2
Слушайте, горы, иск Господа, и вы, реки, — земли устои! Иск у Господа — к Его народу, Он с Израилем тяжбу начал.
3
Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне.
3
Мой народ, что тебе Я сделал? Чем тебе досадил, ответь Мне!
4
Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам.
4
Тем, что вывел тебя из Египта, выкупил из неволи, послал пред тобой Моисея, Аарона, Мирьям?
5
Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.
5
Мой народ, вспомни, что задумал Балак, царь Моава, что изрек Валаам, сын Беора, все, что было с тобой от Шиттима и до Гилгала, вспомни, и увидишь, как много доброго сделал тебе Господь.
6
«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними ?
6
«С чем пред Господом я предстану, поклонюсь Всевышнему Богу? Предстану ль со всесожжением, с телятами годовалыми?
7
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?»
7
Тысячи ли баранов будут угодны Господу? Или пролить оливкового масла десятки тысяч рек? Не принести ли первенца в жертву за преступление, плод моего чрева — за грех?»
8
О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
8
Сказано тебе, человек, что — добро, чего хочет Господь от тебя: лишь творить справедливость, любить милосердие и смиренно ходить пред Богом.
9
Глас Господа взывает к городу, и мудрость благоговеет пред именем Твоим: слушайте жезл и Того, Кто поставил его.
9
(А мудрость — это страх пред Твоим именем.) Голос Господа взывает к городу: слушай, собрание горожан и все племя!
10
Не находятся ли и теперь в доме нечестивого сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная?
10
Неужели Я потерплю нечестно нажитые дома и богатства, неполную меру, будь она проклята!?
11
Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?
11
Оправдаю ли нечестные весы или фальшивые гири?
12
Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их,
12
За то, что богачи этого города погрязли в разбое, а жители его лгут, их язык и уста коварны, —
13
то и Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои.
13
сокрушу тебя тяжким ударом, за грехи твои опустошу тебя.
14
Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя; будешь хранить, но не убережешь, а что сбережешь, то предам мечу.
14
Будешь есть, да не наешься, от еды тебе будет худо; поймаешь, да не удержишь, а что удержишь, на меч обреку.
15
Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.
15
Посеешь, да не пожнешь; будешь давить оливы, да маслом не умастишься; будешь давить виноград, да только вина не выпьешь.
16
Сохранились у вас обычаи Амврия и все дела дома Ахавова, и вы поступаете по советам их; и предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию, и вы понесете поругание народа Моего.
16
Вы законы Омри соблюдали, поступали, как дом Ахава, по советам их живете: потому обращу тебя в пустошь, позором покрою жителей, посмешищем для народов вы будете!
Михей 7
1
Горе мне! ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя.
1
Горе мне! Урожай сняли: и фрукты, и виноград — на лозе не сыщешь ни ягодки, не полакомишься инжиром!
2
Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
2
Не найдешь теперь добрых людей, честного человека нет. Все вокруг — убийцы в засаде, расставляют друг другу сети.
3
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
3
Их руки искусны в злодействе: вельможа требует взяток, судья за подкуп судит, правитель требует, что пожелает…
4
Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение.
4
Добро для них, что терн, справедливость — хуже зарослей колючих. Но вот день настал: Ты посмотришь на них, покараешь, и охватит их ужас!
5
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
5
Близким не доверяйте, на друга не полагайтесь! Даже с той, что спит у тебя в объятьях, держи уста на замке!
6
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.
6
Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови, и враги человеку его домочадцы.
7
А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня.
7
А я уповаю на Господа, жду спасения от моего Бога, меня услышит мой Бог.
8
Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня.
8
Ненавистница! Не злорадствуй! Хоть я упал, но встану, хоть и объят я тьмою, Господь будет мне светом.
9
Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.
9
Я должен терпеть гнев Господень, потому что перед Ним грешен, пока тяжбу мою не рассудит, пока меня не оправдает. Он меня выведет к свету, и увижу Его справедливость.
10
И увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» Насмотрятся на нее глаза мои, как она будет попираема подобно грязи на улицах.
10
Посрамится, глядя на это, ненавистница, мне говорившая: «Где же Господь, твой Бог?» Вот тогда на нее полюбуюсь! Будут ее топтать, словно уличную грязь.
11
В день сооружения стен твоих, в этот день отдалится определение.
11
Близок день: твою стену отстроят, ты расширишь свои пределы!
12
В тот день придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, и от Египта до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы.
12
Близок день: сойдутся к тебе со всех концов света, от Ассирии и до Египта, от Египта и до Реки, от моря и до моря, от гор и до гор.
13
А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их.
13
Вся земля тогда станет пустыней из-за своих обитателей, в расплату за их деяния.
14
Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила; да пасутся они на Васане и Галааде, как во дни древние!
14
Посохом Своим паси Свой народ — Твое стадо! Им одним позволь обитать в лесных угодьях Кармила, в Башане и Галааде пусть пасутся, как издревле.
15
Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела.
15
Как ты шел из Египта пред нами, так яви нам Свои чудеса.
16
Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими;
16
Посрамятся тогда народы, поймут, что вся мощь их — ничто, рукою уста прикроют, глухота поразит их уши.
17
будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя.
17
Будут прах лизать, словно змеи, словно твари ползучие. Трясясь, из нор своих выползут, боясь Господа, нашего Бога: Тебя они испугаются.
18
Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.
18
Какой бог Тебе подобен? Кто еще так прощает вину и не вспоминает проступок остатку Своего достояния, гневается не вечно, потому что любит милость,
19
Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.
19
и нас помилует снова, нашу вину загладит? Так забрось все грехи их в морскую пучину!
20
Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых.
20
Будь же верен Иакову, твори добро Аврааму, как Ты нашим отцам клялся в прежние дни!
К Римлянам 2
1
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
1
Но и тебе, человек, нет извинения, если судишь других, — тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они.
2
А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
2
А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает.
3
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?
3
Не думаешь ли ты, человек, осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?
4
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
4
А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?
5
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
5
Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты увеличиваешь кару себе в День гнева, когда явится правый суд Бога,
6
Который воздаст каждому по делам его:
6
который каждому воздаст по делам его:
7
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;
7
тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, — вечную жизнь;
8
а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.
8
себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, — гнев и ярость.
9
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
9
Горе и страдание всякому человеку, делающему зло, во-первых, иудею, потом и язычнику.
10
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
10
Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых, иудею, потом и язычнику.
11
Ибо нет лицеприятия у Бога.
11
Ведь Бог беспристрастен!
12
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, -
12
Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.
13
Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
13
Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.
14
ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
14
Когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.
15
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, -
15
Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.
16
в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
16
Так будет в тот День, когда Бог, согласно моей Вести, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.
17
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
17
Вот ты зовешься иудеем, ты полагаешься на Закон и хвалишься Богом,
18
и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
18
и знаешь, что тебе делать, чтобы выполнить Его волю; ты, наставленный в Законе, умеешь выбирать то, что правильно:
19
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
19
ты уверен, что именно ты поводырь слепых, свет для пребывающих во тьме,
20
наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
20
воспитатель неразумных, учитель невежд, — потому что знаешь Закон, содержащий в себе всю полноту знания и правды.
21
как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
21
Ты учишь других, а почему не учишь себя? Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешь.
22
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
22
Говоришь «не нарушай супружескую верность» — и сам нарушаешь. Презираешь идолов — и грабишь храмы.
23
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
23
Похваляешься Законом — и нарушением Закона наносишь бесчестье Богу.
24
Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
24
Потому что «из-за вас, — как сказано в Писании, — имя Божье в поругании у язычников».
25
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
25
Ведь обрезание только тогда приносит пользу, когда ты исполняешь Закон, а если ты преступаешь Закон, то твоего обрезания как бы и не было.
26
Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
26
А если необрезанный соблюдает установления Закона, разве Бог не сочтет его обрезанным?
27
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
27
И, значит, будут судить тебя те, кто телесно не обрезан, но соблюдает Закон, — тебя, у которого есть и писаный Закон, и обрезание, но который преступает Закон.
28
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
28
Не тот иудей, кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле внешнее обрезание.
29
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
29
Нет! Настоящий иудей тот, кто таков внутри, у кого обрезание в сердце, а это дело Духа, не буквы. Ему похвала не от людей, а от Бога.