Притчи 19
1
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.
1
Лучше бедняк, что живет непорочно, чем лжец, да к тому же глупец.
2
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
2
Нет добра душе без познания, и торопливые ноги оступятся.
3
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
3
Дурость сбивает человека с пути его, а сердце его на Господа злится.
4
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
4
Богатство умножает число друзей, а бедность с друзьями разлучает.
5
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
5
Не уйдет от возмездия лжесвидетель, и кто дышит ложью — не уцелеет.
6
Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки.
6
Многие заискивают перед знатными, и со щедрым на подарки всякий дружит.
7
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
7
Ненавистен бедняк даже братьям, и друзья его избегают: спешит он слово молвить, а их уж нет!
8
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
8
Кто желает себе добра, тот ищет разума: храня мудрость, обретет он благо.
9
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
9
Не уйдет от возмездия лжесвидетель, и кто дышит ложью — погибнет.
10
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
10
Не пристало глупцу жить в роскоши, а тем более рабу — князьями править.
11
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.
11
Благоразумие удержит от гнева, величие — в прощении проступков.
12
Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.
12
Царская ярость — как рык львиный, а милость царя — как роса на траве.
13
Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.
13
Глупый сын — несчастье для отца, а сварливая жена — что дырявая крыша.
14
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
14
Дом и богатство — наследство от отцов, а разумная жена — дар от Господа.
15
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
15
Лень доводит до сонной одури, а нерадивость — до голода.
16
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
16
Хранящий заповедь сохраняет жизнь, а кто не выбирает путь — погибнет.
17
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
17
Кто нищему подает — одалживает Господу, и Господь вернет ему сполна.
18
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
18
Вразумляй сына, пока не поздно, смотри, не погуби его.
19
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
19
Грубиян пусть понесет наказание, если дашь ему поблажку — будет хуже.
20
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
20
Слушай советы, принимай наставления, и станешь со временем мудрее.
21
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
21
Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил Господь.
22
Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
22
В людях ценится верность, и бедняк лучше, чем лжец.
23
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
23
Люди живы страхом Господним — кто исполнен им, спит спокойно, и беда его не постигнет.
24
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
24
Запустит лодырь руку в блюдо, а до рта не донесет.
25
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
25
Накажешь наглеца — простаки образумятся, отчитаешь разумного — он поймет твою науку.
26
Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
26
Кто груб с отцом, кто гонит мать — стыд и позор такому сыну!
27
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
27
Сын! Не станешь слушать наставления — попадешь впросак без слов разумных.
28
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
28
Негодный свидетель глумится над правосудием, преступление — пища для нечестивцев.
29
Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.
29
Наглецу не миновать суда, а спине глупца — побоев.
Наум 1
1
Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина.
1
Пророчество о Ниневии. Книга видения Наума из Элкоша.
2
Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.
2
Господь — Бог ревнивый и мстящий. Мстит Господь, преисполнен ярости, мстит Господь врагам Своим, изливает ярость на недругов Своих.
3
Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его.
3
Не скор Господь на гнев, но могущество Его безгранично, не оставляет Он зло безнаказанным. Шествует Господь в вихре и буре, облака попирает, как пыль.
4
Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане.
4
Пригрозит Он морю, и оно высохнет, все реки иссякнут, увянут Кармил и Башан, краса Ливана увянет!
5
Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная и все живущие в ней.
5
Горы перед Ним трясутся, холмы трепещут, дрожит земля перед Ним, весь мир и все обитатели мира!
6
Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.
6
Перед проклятьем Его кто устоит? Пылающий гнев Его кто выдержит? Ярость Его изливается, как пламя, и скалы рушатся перед Ним!
7
Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.
7
Добр Господь — Он убежище в день несчастья, помнит Он о тех, кто на Него уповает!
8
Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак.
8
Уничтожит Он этот город, затопит место его водою, врагов Своих низвергнет во тьму!
9
Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится,
9
Зачем замышляете вы против Господа? Если пошлет Он гибель, враг не поднимется снова!
10
ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома.
10
Они словно хворост терновый — переплелись друг с другом, вином своим упились, сгорят, как солома высохшая!
11
Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый.
11
Из тебя, Ниневия, вышел замышляющий зло против Господа, правитель нечестивый!
12
Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать.
12
Так говорит Господь: «Пусть они счастливы и многочисленны, но будут срублены и исчезнут! Тебя, Иудея, Я обрекал на страдание, но больше на страдания тебя не обреку!
13
И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву.
13
Ныне Я сломаю ярмо врагов, сброшу его с твоей шеи, разорву твои цепи!»
14
А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении.
14
А с тобой, город, Господь поступит так: имя твое исчезнет, потомков у тебя не будет! В храме бога твоего разобью изваяния и статуи, и сведу тебя, ничтожного, в могилу.
15
Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен.
15
Вот по горам спешит вестник с радостной вестью: «Празднуй праздники свои, Иудея, приноси жертвы по обету! Никогда больше не пройдет по тебе нечестивый, он уничтожен!»
Наум 2
1
Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами.
1
Молот занесен над тобою, город! Крепости свои укрепляй, стереги дороги, препояшься, собери все силы!
2
Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили.
2
Ибо Господь вернет величие Иакову, вернет величие Израилю, хоть ограбили его грабители, виноградники его повытоптали.
3
Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется.
3
Щиты витязей красны, воины облачены в багрянец, колесницы, как огонь факелов, блещут в час перед битвой, и колышутся копья.
4
По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния.
4
По улицам проносятся колесницы, по площадям мечутся, сверкают они, как факелы, мелькают, как молнии.
5
Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена.
5
Он зовет своих воинов, бегут они, спотыкаясь, спешат на городские стены, возле которых уже осадные башни поставлены.
6
Речные ворота отворяются, и дворец разрушается.
6
Распахнулись речные ворота, и дворец затрясся от страха.
7
Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь.
7
Ибо так предначертано: будет уведена она в плен! Служанок ее уводят, стонут они, словно голубки, в грудь себя бьют!
8
Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. «Стойте, стойте!» Но никто не оглядывается.
8
Ниневия стала словно пруд, из которого вода утекает. «Стойте, стойте», — кричат, но остановить невозможно.
9
Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари.
9
Хватай серебро, хватай золото! Сокровищам ее нет предела, драгоценности ее не исчислить.
10
Разграблена, опустошена и разорена она, - и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели.
10
Разгром, разбой, разграбление! Сердце ее трепещет, дрожат у нее колени. От боли все корчатся, бледны от ужаса лица.
11
Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, -
11
Где же теперь логово львиное, жилище хищников? Лев и львица там укрывались, и львят никто не тревожил.
12
лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?
12
Лев охотился для львят своих, добычу душил для львиц, логово свое наполнял добычей, пещеры свои наполнял убитыми животными.
13
Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих.
13
Я иду на тебя, — говорит Господь Воинств, — Я сожгу твои колесницы — они станут дымом, львят твоих перебьет меч, убийствам твоим положу конец на земле, и голоса посланцев твоих умолкнут!
Наум 3
1
Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство.
1
Горе городу крови! Весь он полон обмана, переполнен убийствами, нет конца грабежу!
2
Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы.
2
Свист бича раздается и грохот колес. Кони ржут, колесницы несутся,
3
Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их.
3
мчится конница, блестят мечи и сверкают копья. Сколько убитых, горы тел! Нет числа трупам, спотыкаются о трупы.
4
Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена.
4
За великий блуд, потаскуха, смазливая и пригожая, искусная ведьма, что, блудя, торговала народами, колдуя, племена продавала, —
5
Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лицо твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою.
5
за это Я иду на тебя, — говорит Господь Воинств, — Я задеру твой подол, наброшу тебе на лицо, Я покажу народам твою наготу, покажу царствам твой срам.
6
И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор.
6
Я забросаю тебя нечистотами, опозорю тебя и выставлю на всеобщее обозрение.
7
И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: «разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?»
7
И всякий, кто увидит тебя, отшатнется и скажет: «Ниневия разрушена!» И никто не станет оплакивать тебя, и не отыщется для тебя утешителя!
8
Разве ты лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал было море, и море служило стеною его?
8
Чем ты лучше Но-Амона, стоявшего на Ниле, окруженного со всех сторон водою? Оградой ему служило море, крепостной стеною — вода.
9
Ефиопия и Египет с бесчисленным множеством других служили ему подкреплением; Копты и Ливийцы приходили на помощь тебе.
9
Кушиты были его опорой, египтян несметные рати, на подмогу шли Пут и ливийцы.
10
Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями.
10
Но и этот город оказался в изгнании, был угнан в плен. Младенцев его разбивали по всем перекресткам, знать его стала рабами, по жребию их делили, всех вельмож его заковали в цепи.
11
Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля.
11
И ты изопьешь ту же чашу, допьяна, до беспамятства. Будешь и ты тщетно искать спасения от врага.
12
Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть.
12
Ты со всеми твоими крепостями — что смоковница со спелыми плодами. Стоит тряхнуть тебя, и попадают они прямо в рот тому, кто хочет их съесть.
13
Вот, и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои.
13
И народ твой, как женщина: настежь распахнуты перед врагами ворота страны, и огонь уничтожает засовы.
14
Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей.
14
Готовься к осаде, запасай воду, отстраивай свои крепости, возись в грязи, топчи глину, почини печь для обжига кирпича!
15
Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя как гусеница, хотя бы ты умножился как гусеница, умножился как саранча.
15
Все равно в огне ты погибнешь, вырежет тебя меч, будешь уничтожена, как саранчой! Плодись, как саранча, плодись, словно рой несметный,
16
Купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит.
16
купцов у тебя больше, чем звезд на небе! Но и саранча улетает, расправив крылья.
17
Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были.
17
Твои чиновники — словно туча саранчи, наместники твои — словно рой, что в холода сидит на стене, а взойдет солнце — улетает прочь бесследно.
18
Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его.
18
Спят пастухи твои, царь Ассирии, лежат вельможи, народ твой разбросан по горам, и собрать его некому.
19
Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?
19
Рану твою не исцелить, увечье твое не вылечить. И всякий, кто услышит о твоей участи, будет злорадно хлопать в ладоши, ведь кто не испытал на себе твоей безграничной злобы?
К Римлянам 3
1
Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
1
Так есть ли преимущества у иудеев и польза от обрезания? —
2
Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
2
Да, и во всех отношениях. Прежде всего, только им Бог доверил услышать Свои слова.
3
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
3
А что если кто-то из них оказался Ему неверен? Неужели их неверность отменит верность Бога? —
4
Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».
4
Конечно, нет! Бог всегда верен Своему слову, даже если «все люди лжецы». В Писании сказано: «Так что во всех словах Своих Ты будешь прав, и выиграешь тяжбу, если будешь судиться».
5
Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? - говорю по человеческому рассуждению.
5
А если наша несправедливость делает еще более очевидной справедливость Бога? Так, может быть, Бог несправедлив, если обрушивает на нас Свой гнев? Я задаю естественный для человека вопрос. —
6
Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
6
Конечно, нет! Иначе как бы Он мог судить мир?
7
Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
7
А если через мою ложь только возрастает истина Бога, к еще большей Его Славе? Можно ли тогда судить меня как грешника?
8
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
8
Так, может, будем делать зло, чтобы вышло добро, как говорят некоторые клеветники, обвиняющие меня в том, будто я учу именно этому? Они заслуживают приговора, который их постигнет!
9
Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
9
Итак, в лучшем ли мы, иудеи, положении? — Ничуть. Я уже ясно показал, что и иудеи, и язычники — все во власти греха,
10
как написано: «нет праведного ни одного;
10
как сказано в Писании: «Нет праведного ни одного,
11
нет разумевающего; никто не ищет Бога;
11
ни одного разумного, никто не ищет Бога.
12
все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
12
Все отвернулись от Бога, все негодны, никто не творит добра — ни один человек.
13
« Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их».
13
Их гортань — раскрытая могила, на языке у них ложь, змеиный яд на губах,
14
« Уста их полны злословия и горечи».
14
рот их полон желчи и проклятий.
15
« Ноги их быстры на пролитие крови;
15
Быстры их ноги на пролитие крови.
16
разрушение и пагуба на путях их;
16
На пути их лишь разрушение и горе,
17
они не знают пути мира».
17
а стезя мира неведома им.
18
«Нет страха Божия перед глазами их».
18
И страха Божьего перед глазами у них нет».
19
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
19
А мы знаем, что все, что говорит здесь Закон, относится к тем, кто подчиняется Закону, чтобы никто не смел рта раскрыть для самооправданий и весь мир был ответчиком перед Богом.
20
потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
20
Потому что делами Закона «не оправдается перед Ним никто из живущих». Через Закон приходит лишь осознание греха.
21
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
21
Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон, и Пророки тоже свидетельствуют о нем.
22
правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
22
Это оправдание через веру в Иисуса Христа — для всех, кто верит, без разницы:
23
потому что все согрешили и лишены славы Божией,
23
все согрешили и все лишены сияния Божьей Славы.
24
получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
24
И все оправданы даром, по Его доброте, через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу.
25
которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
25
Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему. Бог явил Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прошлом,
26
во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
26
в те времена, когда Он их терпел. И тем явил Свою справедливость в настоящее время, показав, что сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусу.
27
Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
27
Так чем же теперь нам гордиться? — Нечем. На основании какого Закона? Закона, требующего дел? — Нет, Закона, требующего веры.
28
Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
28
Потому что мы утверждаем: человек может быть оправдан верой, без дел Закона.
29
Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
29
А Бог? Он Бог только иудеев? Или язычников тоже? — Да, Он — Бог и язычников.
30
потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
30
Бог — один, Он оправдывает и обрезанного за веру, и необрезанного за веру.
31
Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
31
Значит, верой мы упраздняем Закон? — Никоим образом. Мы Закон укрепляем.