Притчи 20
1
Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
1
Глумливо вино, и брага буйна, кто пристрастился к ним, тому мудрым не быть.
2
Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
2
Царская ярость — как рык львиный, навлечь ее — грех против себя самого.
3
Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
3
Почет тому, кто далек от ссоры, куда всякий глупец спешит ввязаться.
4
Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.
4
Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет.
5
Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
5
Сокровенный замысел — что глубокий омут, но разумный сумеет зачерпнуть из глубины.
6
Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
6
Многие кричат о своей преданности, но человека верного — найдешь ли?
7
Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
7
Праведник живет непорочно, блаженны его потомки!
8
Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
8
Воссядет царь судить — и пред взором его развеется зло.
9
Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»
9
Кто же скажет: «Нет порока в моем сердце, от греха своего я очистился»?
10
Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.
10
Взвесил, да обвесил; отмерил, да обмерил — мерзость все это для Господа.
11
Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
11
Смолоду человек познается по делам, чисты ли, честны ль его поступки.
12
Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.
12
Ухо слышащее, око зрячее — то и другое создано Господом.
13
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
13
Любишь поспать — дождешься нищеты; не смыкаешь глаз — наешься досыта.
14
«Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
14
«Дрянной товар!» — говорит покупатель, а едва отойдет — давай хвалиться.
15
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
15
Есть на свете золото, есть самоцветы, но сведущие уста драгоценнее.
16
Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
16
Кто за чужого поручился, в залог отдаст одежду, и такой же залог — за жену чужую.
17
Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
17
Сладок хлеб, добытый обманом, но во рту битым камнем обернется.
18
Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
18
Замысел зреет в обсуждениях: ведя войну, выслушивай советы.
19
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
19
Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном.
20
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
20
Кто проклинает отца с матерью — погаснет его светильник во тьме кромешной.
21
Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
21
С жадностью схваченное наследство не обернется благословением.
22
Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
22
Не говори: «Отплачу за зло!» Доверься Господу, и Он защитит тебя.
23
Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро.
23
Гири с обманом — мерзость для Господа, и дурное дело — неверные весы.
24
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
24
Господь направляет шаги человека. А человеку — как понять свой путь?
25
Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
25
Ловушка для человека — торопливая клятва или обет необдуманный.
26
Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
26
Мудрый царь развеет нечестивцев, колесом молотильным по ним проедет.
27
Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
27
Дух в человеке — светильник Господень, что просвечивает его насквозь.
28
Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
28
Вера и правда сберегают царя, верностью укрепляется престол.
29
Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.
29
Юноши сияют силой, а старцев украшает седина.
30
Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
30
Раны и рубцы очищают от зла, исправляют побои сердце человека.
Аввакум 1
1
Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.
1
Пророческое видение пророка Аввакума.
2
Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?
2
Доколе, Господи, я буду взывать о помощи, а Ты не слышишь, буду кричать Тебе о насилии, а Ты не спасаешь?
3
Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор.
3
Зачем посылаешь мне беды, равнодушно взираешь на зло? Вокруг — грабеж и насилие, кругом вражда, раздор не стихает.
4
От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный.
4
Потому Закон бессилен, справедливость не побеждает, преступник одолевает невинного, суд извращен!
5
Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали.
5
Посмотрите на народы, взгляните! Изумитесь и удивитесь! Ибо при вашей жизни совершу Я такое дело, в которое вы и поверить не смогли бы, если б даже кто рассказал вам!
6
Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями.
6
Я подниму халдеев, народ жестокий и быстрый, пойдет он по просторам земли, чтобы завладеть чужими селениями.
7
Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его.
7
Он ужасен и страшен, сам себе он — закон и власть.
8
Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу.
8
Кони его быстрее леопардов, быстрее волков ночных. Всадники его скачут, всадники его издалека несутся, летят стремглав, как орел, на добычу.
9
Весь он идет для грабежа; устремив лицо свое вперед, он забирает пленников, как песок.
9
Весь он на грабеж устремился, натиск его, как восточный ветер, и пленников у него, что песка морского.
10
И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее.
10
Потешается он над царями, над правителями глумится, над всякой крепостью он смеется, насыплет вал и ее захватит!
11
Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его - бог его.
11
Сметает все на своем пути, словно ветер, идет — и все превращает в пустыню, и бог ему — только собственная сила его.
12
Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его.
12
Но разве Ты, Господь, не извечен? Мой Бог, мой Святой! Ты бессмертен! О Господь! Ты его в наказание послал! Скала моя! Чтобы свершилась кара, Ты дал ему силу!
13
Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его,
13
Не Твоим чистым очам смотреть на зло, взирать на беду Ты не можешь, почему же взираешь Ты на коварных, молчишь, когда злодей пожирает невинного?
14
и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?
14
Сделал Ты людей рыбами в море, стали они, словно твари кишащие, над которыми нет правителя.
15
Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и от того радуется и торжествует.
15
Враг вытаскивает их крючком, ловит в сети, оттого радуется и ликует.
16
За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.
16
Вот и приносит он жертвы своим сетям, совершает жертвоприношения неводу, ведь благодаря им живет он в роскоши, наслаждается отборными яствами.
17
Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?
17
Неужели без конца он будет обнажать свой меч и народы истреблять безжалостно?
Аввакум 2
1
На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?
1
Я встал в дозор и, стоя на сторожевой башне, всматривался, чтобы увидеть, что Господь скажет мне и что ответит на мои жалобы.
2
И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать,
2
И ответил мне Господь: «Запиши видение, точно запиши его на каменных плитах, чтобы прочесть его было легко.
3
ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
3
Ибо видение это о грядущем, оно говорит о конце, и оно не обманет. Даже если не сразу сбудется, жди его исполнения, ибо непременно в точности сбудется».
4
Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
4
Вот, преисполнена дерзости душа неправедного, но праведник, благодаря верности своей, будет жив.
5
Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.
5
Ненадежно богатство, и алчный не знает покоя. Пасть его, как Шеол, распахнута, он как смерть, ненасытен. Он подчинил себе все народы, покорил все племена.
6
Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - на долго ли? - и обременяет себя залогами!»
6
Но они поднимут его на смех, скажут о нем с издевкой: «Горе тому, кто захватывает чужое добро, обогащается за счет вымогательств! Не бесконечно этому длиться!»
7
Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?
7
И те, у кого ты в долгу, поднимутся однажды внезапно, пробудятся и повергнут тебя в ужас, и станешь ты их добычей.
8
Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.
8
Ты ограбил множество народов, так будут грабить тебя все остальные народы, за то что ты проливал кровь людей, разорял страны и города и всех жителей их.
9
Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!
9
Горе тому, кто злом наживает богатство в своем доме, устраивает гнездо свое на высоте, чтобы уберечься от несчастья!
10
Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
10
Собственный дом ты обрек на позор, уничтожая многие народы, и отплатишь за грех собственной жизнью.
11
Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им:
11
Камни из стен закричат, и деревянные балки будут им вторить:
12
«горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
12
«Горе тому, кто строил город на крови, столицу воздвиг на злодействах!»
13
Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно ?
13
Господом Воинств предопределено: трудятся народы — а все труды их сгорят в огне, изнуряют себя работой — а все труды их пойдут прахом.
14
Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
14
И это для того, чтобы земля наполнилась знанием славы Господней, как воды наполняют море!
15
Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!
15
Горе тому, кто дает ближнему своему напиться допьяна из чаши ярости Твоей, чтобы срам его увидеть!
16
Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, - обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.
16
Ты сыт будешь стыдом, а не славой! Пей теперь сам и шатайся! Не минует и тебя чаша в деснице Господней, и славу твою сменит позор.
17
Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем.
17
Тебе сполна будет отплачено за жестокость к Ливану; будешь трястись от страха из-за того, что уничтожал скот, проливал кровь людей, опустошал землю, города и всех их жителей.
18
Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение?
18
Что за польза от идола, которому форму придал мастер? Что за польза от литого истукана, учителя ложного? Хоть и верил ему его мастер, делая богов бессловесных.
19
Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет.
19
Горе тому, кто говорит деревяшке: «Пробудись!», кто камню бессловесному говорит: «Встань!» Неужели они чему-нибудь научат? Хоть покрыты золотом и серебром, никакого духа в них нет.
20
А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!
20
Но Господь — в Своем святом Храме! Пусть молчит пред Ним вся земля!
Аввакум 3
1
Молитва Аввакума пророка, для пения.
1
Молитва-плач пророка Аввакума.
2
Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.
2
О Господь! О славе Твоей я слышал, дела Твои, Господи, меня приводят в трепет! В наши дни яви их снова, в наши дни соверши их вновь, и в гневе Своем помни о милости!
3
Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
3
Бог идет от Темана, Святой грядет с горы Паран! [Музыка] Величие Его небеса покрывает, славой Его полна земля!
4
Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
4
Словно солнца блеск — молния в руке Его, в ней Его мощь сокрыта.
5
Пред лицом Его идет язва, а по стопам Его - жгучий ветер.
5
Перед Ним идет мор, чума — за Ним по пятам.
6
Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.
6
Встал Он — и земля содрогнулась, взглянул — и народы затрепетали от ужаса. Раскололись вековые скалы, древние горы с землей сровнялись. Пути Его — пути вечные!
7
Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.
7
Вижу я — шатры Кушана скорбят, трясутся жилища страны Мидьян.
8
Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки - негодование Твое, или на море - ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?
8
Не на реки ли воспылал, о Господь, не на реки ли воспылал Твой гнев, не на море ли ярость Твоя, что на конях Своих Ты скачешь, на колесницах непобедимых?
9
Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.
9
Лук Свой Ты натянул, стрелами колчан наполнил. [Музыка] Землю реками Ты разверз,
10
Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои;
10
горы, увидев Тебя, затрепетали, с неба ринулись воды, и заревела бездна, высоко воздела свои руки.
11
солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.
11
Солнце и луна остановились в своих чертогах перед блеском летящих стрел Твоих, пред сиянием молний — копий Твоих.
12
Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.
12
В гневе Ты попираешь землю, в ярости топчешь племена.
13
Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.
13
Ты вышел, чтоб народ Свой спасти, чтоб спасти Своего помазанника. Ты разобьешь главу рода злодеев, обнажишь его от хвоста до шеи. [Музыка]
14
Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.
14
Ты пронзишь вожака его орд его же копьем, того, кто словно ураган налетел, чтобы погубить меня, того, кто предвкушал, как пожрет невинного внезапно.
15
Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.
15
На конях Своих Ты поскачешь по морю, вспенив великие воды!
16
Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
16
Слышу я — и сердце мое трепещет, слышу голос — губы мои дрожат! Кости мои пронзила мука, земля из-под ног уходит! Но буду ждать в смирении, когда день бедствия обрушится на недругов наших.
17
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, -
17
Даже если не будет цвести смоковница, если виноградник не даст винограда, если оливки не уродятся, если поля не принесут хлеба, и не будет овец в овчарне, не будет коров в хлеву,
18
но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
18
то и тогда Я о Господе буду радоваться, ликовать буду о Боге спасения моего!
19
Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Начальнику хора).
19
Господь Бог — моя сила! Он сделает ноги мои — как у оленя, сделает твердой поступь мою! [Начальнику хора: под музыку струнных.]
К Римлянам 4
1
Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
1
Тогда что мы скажем об Аврааме, нашем праотце, от которого мы происходим? —
2
Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
2
Если за свои дела Авраам был оправдан Богом, тогда он, конечно, может ими гордиться. Но не перед Богом.
3
Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».
3
Что говорит Писание? — «Авраам поверил Богу — и в этом Бог увидел его праведность».
4
Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
4
Для того, кто работает, плата не дар, а то, что ему причитается.
5
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
5
Но если человек полагается не на дела, а на веру и верит Богу, который оправдывает неправого, то его веру Бог признает за праведность.
6
Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
6
Именно это имел в виду Давид, когда говорил о счастье того, кого Бог признает праведным без дел:
7
«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
7
«Счастливы те, кому прощены их преступления и чьи грехи забыты.
8
Блажен человек, которому Господь не вменит греха».
8
Счастлив человек, кому Бог не поставит в вину его грех».
9
Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
9
А это счастье касается только тех, кто обрезан, или необрезанных тоже? — Мы говорим: вера Авраама была признана за праведность.
10
Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
10
Когда признана? До того, как он был обрезан, или после того? — До того, как он был обрезан, а не после.
11
И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
11
И он сделал обрезание, которое было знаком, печатью оправдания за веру, что была у него до обрезания.
12
и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
12
Так Авраам стал отцом всех верящих Богу, который и их веру признал за праведность, хотя они и не обрезаны. Так Авраам стал отцом и обрезанных, которые шли по его стопам, приняв не только обрезание, но и ту веру, которая была у нашего отца Авраама до обрезания.
13
Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры.
13
И не за то, что Авраам исполнял требования Закона, Бог дал ему обещание, что он и его потомки будут владеть миром, а за его веру, благодаря которой он был оправдан.
14
Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
14
Если бы это обещание касалось только тех, кто исполняет Закон, тщетна была бы вера и ничего бы не значило обещание.
15
ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
15
Потому что Закон несет возмездие; где нет Закона, там нет и его нарушения.
16
Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, -
16
Вот почему обещание это — за веру, чтобы оно было даром Бога, чтобы было непреложным для всех потомков Авраама — не только тех, кто подчиняется Закону, но и тех, кто верит верой Авраама. Он всем нам отец,
17
как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», - пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
17
как сказано в Писании: «Я сделал тебя отцом многих народов». Он отец перед лицом Бога, которому он поверил, — Бога, возвращающего мертвых к жизни и приводящего несуществующее из небытия к бытию.
18
Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
18
И Авраам с надеждой — хотя не было никакой надежды — поверил и стал отцом многих народов, по словам Писания: «Столь многочисленно будет твое потомство…»
19
И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
19
И вера его не ослабела, хотя он понимал, что тело его почти мертво, раз ему сто лет, и что утроба Сарры давно омертвела.
20
не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
20
Но он не усомнился, а поверил обещанию Бога, исполнился силой благодаря вере, и вознес хвалу Богу,
21
и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
21
уверенный, что Бог в силах сделать то, что обещал.
22
Потому и вменилось ему в праведность.
22
Вот почему веру эту Бог признал за праведность.
23
А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
23
Эти слова Писания «признал за праведность» относятся не только к нему, но и к нам.
24
но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
24
И наша вера будет признана за праведность — вера в Того, кто воскресил Иисуса, Господа нашего, из мертвых.
25
Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
25
Он был предан смерти за наши грехи и был воскрешен, чтобы мы получили от Бога оправдание.