Притчи 24
1
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
1
Не завидуй людям злым, не стремись стать одним из них,
2
потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
2
жестокие затеи у них на уме, их уста кому-то беду готовят.
3
Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
3
Мудростью возводится дом, разумением он прочен,
4
и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
4
а знание наполняет покои достатком драгоценным и желанным.
5
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
5
Кто мудр, тот силен, кто обладает знанием, тот могуч.
6
Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
6
Ведя войну, выслушивай советы: победа там, где советников много.
7
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
7
Мудрость для глупца недоступна, у ворот городских ему и рта не раскрыть.
8
Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
8
Кто замышляет зло, того прозовут коварным.
9
Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей.
9
Затеи глупца — грех, и мерзок людям наглец.
10
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
10
Если в день беды ты пал духом — беден ты силой.
11
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
11
Выручай ведомых на смерть, не отстраняйся от обреченных на гибель!
12
Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
12
Ты скажешь: «Мы же не знали об этом!» Но Испытующий сердца ведает, все знает Страж твоей жизни — Он каждому воздаст по заслугам.
13
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
13
Сын мой, вкушай мед, ибо он хорош, ибо сладки соты для твоего рта.
14
таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
14
Такова и мудрость для души твоей, и если нашел ее — есть у тебя будущее, и надежды твои не погибнут.
15
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
15
Нечестивец, не устраивай засад у дома праведника, обители его не разоряй:
16
ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
16
праведник семь раз упадет — но встанет, а нечестивые споткнутся — и беда им!
17
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
17
Пал твой враг — не радуйся, споткнулся — пусть не ликует твое сердце,
18
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
18
иначе увидит Господь, сочтет это злом и Свой гнев от твоего врага отведет.
19
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
19
Не завидуй злодеям, нечестивцам не завидуй,
20
потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.
20
ибо у зла нет будущего, и светильник нечестивых погаснет.
21
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
21
Бойся Господа, сын, и бойся царя, изменников сторонись,
22
потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
22
ибо беда придет от них внезапно: сам не знаешь, какое навлекут несчастье.
23
Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо.
23
Вот другие слова мудрецов. Пристрастный суд — недоброе дело;
24
Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
24
кто оправдывает нечестивца — проклят народами, отвергнут племенами.
25
а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
25
Но благо тем, кто его наказывает, снизойдет на них благословение.
26
В уста целует, кто отвечает словами верными.
26
Верный ответ — что поцелуй в уста.
27
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
27
Обустрой сперва двор, займись своим полем, а потом уже строй себе дом.
28
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
28
Не свидетельствуй ложно против ближнего — пусть не будет на устах твоих обмана.
29
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
29
Не говори: «Как он со мной поступил, так и я с ним, воздам ему по заслугам!»
30
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
30
Проходил я раз мимо поля лодыря, мимо виноградника неразумного хозяина,
31
и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
31
так вот: повсюду разросся терновник, все заполонили сорняки, развалилась каменная ограда.
32
И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
32
Посмотрел я, поразмыслил, вот что увидел я и понял:
33
«немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, -
33
еще чуть поспишь, подремлешь, еще посидишь сложа руки —
34
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».
34
и придет к тебе бедность, как бродяга, нагрянет нужда, как грабитель.
Захария 3
1
И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.
1
Потом он показал мне первосвященника Иисуса. Тот стоял перед ангелом Господним, а справа от Иисуса стоял сатана, противодействуя ему.
2
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?
2
Господь сказал сатане: «Сатана! Пусть остановит тебя Господь! Пусть остановит тебя Господь, избравший Иерусалим! Ведь этот человек — все равно что головня, выхваченная из огня!»
3
Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом,
3
А Иисус стоял перед ангелом в замаранной одежде.
4
который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные.
4
Ангел велел приближенным: «Снимите с него перемазанную одежду!» Затем он сказал Иисусу: «Смотри: я снимаю с тебя грех, облачаю тебя в праздничную одежду.
5
И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял.
5
Приказываю: пусть наденут ему на голову чистый тюрбан!» И его облачили, а на голову ему надели чистый тюрбан. Ангел Господень продолжал стоять рядом.
6
И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:
6
Потом ангел Господень объявил Иисусу:
7
так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь.
7
Так говорит Господь Воинств: если будешь ходить Моими путями, если будешь Мне верно служить, то доверю тебе творить суд в Моем Храме и дворы Мои оберегать, и сюда ты сможешь войти, в круг Моих приближенных.
8
Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
8
Слушай, первосвященник Иисус, и пусть услышат твои собратья, сидящие перед тобой, ведь они — свидетели знамения: скоро Я приведу Росток — Моего раба!
9
Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.
9
Скоро на камне, что Я положил пред Иисусом, на семиоком камне, Я вырежу письмена, — говорит Господь Воинств, — и в одночасье сниму вину с этой страны.
10
В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.
10
Тогда, — говорит Господь Воинств, — вы станете приглашать друг друга посидеть под лозой, под смоковницей.
Захария 4
1
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.
1
Ангел, который говорил со мной, опять разбудил меня, как пробуждают спящего.
2
И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
2
Он спросил меня: «Что ты видишь?» — «Я вижу светильник, — сказал я, — он весь из золота. На верхушке у него чаша, а на ней — семь лампад, и у каждой лампады — семь выступов для фитилей.
3
и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.
3
По бокам, справа и слева от чаши, — две оливы».
4
И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
4
И я спросил ангела, говорившего со мной: «Что это, мой господин?» —
5
И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.
5
«Ты не знаешь, что это такое?» — спросил ангел, говоривший со мной. «Нет, мой господин», — сказал я.
6
Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
6
Он ответил: …Слово Господа Зоровавелю: не мощью, не силой, но Духом Моим, — сказал Господь Воинств.
7
Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»
7
Кто ты, большая гора? Ты — равнина для Зоровавеля. Он вынесет Первый камень под крики: «В добрый час, в добрый час!»
8
И было ко мне слово Господне:
8
Мне было слово Господа:
9
руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.
9
Зоровавель своими руками заложил этот Храм — он и завершит его своими руками. (Тогда ты поймешь, что я послан к вам Господом Воинств!)
10
Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?
10
Даже те, кто смотрел свысока на скромное начинание, возликуют, когда увидят посвятительный камень в руках у Зоровавеля… Эти семь лампад — очи Господа, обозревающие всю землю.
11
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?
11
«А эти две оливы справа и слева от светильника? — спросил я у него. —
12
Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?
12
Что означают эти два деревца с двумя золотыми трубками, по которым струится масло?» —
13
И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.
13
«Ты не знаешь, что это такое?» — спросил он. «Нет, мой господин», — сказал я.
14
И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
14
И он ответил: «Это — те двое, кому дано масло оливы. Они — приближенные Владыки всей земли, стоящие по бокам от Него».
К Римлянам 8
1
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
1
Итак, тем, кто соединен с Христом Иисусом, теперь не грозит обвинительный приговор,
2
потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
2
ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом, освободил тебя от закона греха и смерти.
3
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
3
То, что было невозможно для Закона из-за слабости нашей природы, сделал Бог. Послав Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы покончить с грехом, Он вынес смертный приговор греху в человеческом теле,
4
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
4
чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе.
5
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
5
Кто живет согласно своей плотской природе, живет устремлениями этой природы; кто живет согласно Духу — устремлениями Духа.
6
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
6
Жить устремлениями собственной природы означает смерть, а устремлениями Духа — жизнь и мир.
7
потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
7
Итак, человек, живущий устремлениями собственной природы, враждебен Богу: он не подчиняется закону Бога, да и не может ему подчиниться.
8
Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
8
Люди, живущие согласно своей природе, не могут понравиться Богу.
9
Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
9
Но вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа, если в вас действительно обитает Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот не Его.
10
А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
10
Но если Христос в вас, то хотя тело ваше и смертно из-за греха, но дух живет благодаря примирению с Богом.
11
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
11
И если Дух Того, кто воскресил Христа из мертвых, живет в вас, Тот, кто воскресил Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Своим Духом, живущим в вас.
12
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
12
Итак, братья, у нас есть долг, но это не долг перед нашей плотской природой, не долг жить так, как хочет она.
13
ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
13
Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрете, а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить.
14
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
14
Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.
15
Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
15
Дух, которого вы получили, это не дух рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Духа, который сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: «Абба! Отец!»
16
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
16
Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога.
17
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
17
А если дети, то наследники — наследники Бога, сонаследники Христу, потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его Славу.
18
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
18
Я уверен, что нынешние наши страдания — ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
19
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
19
Ведь все мироздание с нетерпением ждет, когда Бог открыто явит Своих сынов
20
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
20
(оно не исполняет своего предназначения не по собственной вине, а потому что такова была воля Бога), в надежде на то,
21
что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
21
что оно, само мироздание, станет свободным от рабства у гибели и разделит свободу и славу детей Божьих.
22
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
22
Ведь мы знаем, что все мироздание стонет и мучится до сих пор, как при родах.
23
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
23
И не только мироздание, но и мы, уже получившие Духа как начаток новой жизни, — и мы в душе стонем, дожидаясь того дня, когда Бог примет нас как Своих сынов и все существо наше сделает свободным.
24
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
24
Ведь мы спасены пока что только в надежде. Если бы наша надежда уже исполнилась, незачем было бы надеяться. Кто же надеется на то, что уже есть?
25
Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
25
Но если мы надеемся на то, чего еще не видим, мы должны надеяться терпеливо и стойко.
26
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
26
Дух тоже приходит к нам на помощь: ведь мы слабы и не знаем, о чем нам следует молиться. Но сам Дух просит за нас воздыханиями, которые нельзя выразить словами.
27
Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
27
И Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы, знает, чего хочет Дух, потому что Дух просит за святой народ Божий так, как того хочет сам Бог.
28
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
28
А мы знаем, что для тех, кто любит Бога, кто был призван согласно Его замыслам, Он все обращает во благо.
29
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
29
Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было, и предназначил быть истинным подобием Своего Сына, чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев.
30
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
30
Кого Он предназначил, тех и призвал; кого призвал, тех оправдал; кого оправдал, с теми разделил Свою Славу.
31
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
31
Что еще к этому прибавить? Если Бог за нас, кто против нас? —
32
Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
32
Никто! Ведь Бог не пожалел Своего собственного Сына, а отдал Его ради нас всех. Дав такой дар, Он и ни в чем остальном не откажет нам.
33
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
33
Кто сможет обвинить избранников Бога? — Никто! Ведь Бог их оправдал!
34
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
34
Кто их осудит? — Никто! Ведь Христос, который умер, — более того, который был воскрешен и пребывает по правую руку Бога, — ходатайствует за нас.
35
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
35
Кто сможет стать между нами и любовью Христа? — Страдания, притеснения, преследования, голод, нищета, опасность, меч?..
36
«За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание».
36
Писание говорит: «За Тебя нас каждый день убивают, мы стали словно овцы на бойне».
37
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
37
Но во всем этом мы одержали полную победу благодаря Тому, кто нас полюбил.
38
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
38
И я убежден, что ничто: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни другие духовные существа и Силы, ни век нынешний, ни век грядущий,
39
ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.
39
ни вышний мир, ни бездна — ничто из всего мироздания не сможет стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Христе Иисусе, Господе нашем!