План победы
Притчи 24
1
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
1
Не завидуй неправедным людям, к обществу их не стремись,
2
потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
2
ведь насилие у них на уме, и уста их говорят о злодействе.
3
Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
3
Мудростью строится дом и разумом утверждается;
4
и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
4
знание наполняет его комнаты дорогим и красивым добром.
5
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
5
Мудрый человек — силен, и тот, кто сведущ, увеличивает свою силу,
6
Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
6
ведь чтобы воевать, тебе нужен мудрый совет, и для победы — много советников.
7
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
7
Мудрость слишком возвышена для глупцов; в собрании у ворот нечего им сказать.
8
Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
8
Кто замышляет дурное, того назовут злоумышленником.
9
Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей.
9
Замыслы глупости — грех, и глумливого гнушаются люди.
10
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
10
Если ты дал слабину в день беды, то сила твоя ничтожна.
11
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
11
Освобождай ведомых на смерть безвинно, бредущих на убой спасай.
12
Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
12
Вот ты говоришь: «Ой, мы об этом не знали», но разве Испытывающий сердца не поймет? Разве Хранящий твою жизнь не узнает? И разве Он не воздаст каждому по делам?
13
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
13
Ешь мед, сын мой, ведь он хорош; сотовый мед тебе сладок.
14
таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
14
Знай: такова душе твоей мудрость; если найдешь её — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.
15
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
15
Не устраивай, как разбойник, засады у дома праведника, не разоряй его крова,
16
ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
16
ведь праведник, пусть семь раз упадет, поднимется, а злодеев беда погубит.
17
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
17
Не радуйся, когда враг твой упал, и когда он споткнулся, пусть сердце твое не ликует,
18
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
18
иначе Господь увидит, это будет Ему неугодно, и Он отвратит от него Свой гнев.
19
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
19
Не раздражайся из-за злодеев и не завидуй нечестивым,
20
потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.
20
ведь у злодея нет будущего, и светильник нечестивых погаснет.
21
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
21
Сын мой, бойся Господа и царя и не общайся с мятежниками,
22
потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
22
ведь от них обоих внезапно придет к ним беда, и кто знает, какие невзгоды они им пошлют?
23
Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо.
23
Вот ещё изречения мудрецов: Выказывать лицеприятие на суде нехорошо.
24
Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
24
На сказавшего виноватому: «Ты невиновен » — будут слать проклятия народы, и племена будут негодовать.
25
а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
25
А осудившие виновного будут преуспевать, и придет на них доброе благословение.
26
В уста целует, кто отвечает словами верными.
26
Честный ответ — что поцелуй в губы.
27
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
27
Заверши работу на улице, приведи в порядок свои поля, а потом можешь строить свой дом.
28
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
28
Не свидетельствуй против ближнего без вины и не лги своими устами.
29
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
29
Не говори: «Поступлю с ним, как он со мной; отплачу ему за то, что он сделал».
30
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
30
Я шёл мимо поля лентяя, мимо виноградника человека неразумного:
31
и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
31
всё поросло колючкой, сорняками зарос участок, и ограда из камня рухнула.
32
И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
32
Я взглянул и обратил сердце мое, я посмотрел и понял урок:
33
«немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, -
33
немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь,
34
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».
34
и придет к тебе нищета, как бродяга , и настигнет нужда, как разбойник .
Захария 3
1
И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.
1
Он показал мне первосвященника Иисуса, стоявшего перед Ангелом Господним, и сатану , стоявшего по правую руку от него, чтобы обвинять его.
2
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?
2
Господь сказал сатане: — Господь да обличит тебя, сатана! Господь, избравший Иерусалим, да обличит тебя! Разве этот человек не горящая головня, выхваченная из огня?
3
Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом,
3
А Иисус, стоявший перед Ангелом, был одет в грязную одежду.
4
который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные.
4
Ангел сказал тем, кто стоял перед ним: — Снимите с него грязную одежду. Затем Он сказал Иисусу : — Смотри, Я снял с тебя твой грех и одену тебя в праздничную одежду.
5
И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял.
5
Я сказал: — Пусть они наденут ему на голову чистый убор. — Они надели ему на голову чистый убор и одели его, в то время как Ангел Господень стоял рядом .
6
И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:
6
Ангел Господень предупредил Иисуса:
7
так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь.
7
— Так говорит Господь Сил: «Если ты будешь ходить по Моим путям и исполнять Мои установления, то будешь распоряжаться в Моем доме и смотреть за Моими дворами, и Я дам тебе свободный доступ к Себе, такой же, как у стоящих здесь.
8
Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
8
Слушай, первосвященник Иисус, ты и твои собратья, сидящие перед тобой, прообразы будущего: Я приведу Моего Слугу, Ветвь .
9
Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.
9
Вот камень, который Я положил перед Иисусом! На камне — семь глаз , и Я сделаю на нём надпись, — возвещает Господь Сил, — и сниму грех этой земли в один день.
10
В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.
10
В тот день вы будете приглашать друг друга посидеть под своей виноградной лозой и инжиром», — возвещает Господь Сил.
Захария 4
1
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.
1
Потом ангел, который говорил со мной, вернулся и разбудил меня, как будят спящего.
2
И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
2
Он спросил меня: — Что ты видишь? Я ответил: — Вижу золотой светильник с чашечкой для масла наверху и семь лампад на нём с семью трубочками для фитилей на каждой лампаде.
3
и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.
3
Ещё вижу две оливы возле него, одна справа от чашечки, другая слева.
4
И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
4
Я спросил ангела, который говорил со мной: — Что это значит, мой господин?
5
И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.
5
Он ответил: — Разве ты не знаешь, что это значит? Я сказал: — Нет, мой господин.
6
Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
6
Тогда он сказал мне: — Таково слово Господа к Зоровавелю : «Не силой, не мощью, но Духом Моим, — говорит Господь Сил. —
7
Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»
7
Что ты такое, о великая гора? Перед Зоровавелем ты сделаешься равниной, и водрузит он краеугольный камень храма под крики: „Благодать! Благодать на нём!“»
8
И было ко мне слово Господне:
8
И было ко мне слово Господне:
9
руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.
9
«Руками Зоровавеля заложено основание этого дома ; его же руки и завершат его. Тогда ты узнаешь, что Господь Сил послал Меня к вам.
10
Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?
10
Кто презирает день малых начал? Каждый, когда увидит строительный отвес в руках Зоровавеля, возрадуется . (Эти семь ламп представляют глаза Господни, что оглядывают всю землю.)»
11
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?
11
Тогда я спросил Ангела: — Что значат две оливы справа и слева от светильника?
12
Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?
12
И вновь спросил Его: — Что значат две оливковые ветви, которые источают золотое масло через две золотые трубочки?
13
И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.
13
Он ответил: — Разве ты не знаешь, что они значат? Я сказал: — Нет, мой господин.
14
И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
14
Тогда Он сказал: — Это два помазанника , которые служат Владыке всей земли.
К Римлянам 8
1
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
1
Теперь тем, кто находится в единении со Христом Иисусом, нет никакого осуждения,
2
потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
2
потому что Закон Духа, дающего жизнь через Иисуса Христа, освободил тебя от закона греха и смерти.
3
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
3
То, что не в силах был сделать Закон, не способный перебороть нашу плоть, сделал Бог. Он послал Своего Сына в теле, подобном греховному человеческому телу, и осудил грех, сделав Его тело жертвой за наши грехи.
4
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
4
Он сделал это для того, чтобы справедливые требования Закона были исполнены в нас, живущих не по плоти, а по Духу.
5
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
5
Живущие по греховной природе думают о том, чего хочет эта природа, а живущие по Духу — о том, чего желает Дух.
6
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
6
Мысли, исходящие от греховной природы, ведут к смерти, а мысли, исходящие от Духа, — к жизни и миру.
7
потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
7
Греховный образ мыслей враждебен Богу. Он не подчиняется Божьему Закону, да и не может подчиняться .
8
Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
8
Поэтому живущие под властью греховной природы не могут угодить Богу.
9
Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
9
Но если Дух Божий живет в вас, то вы уже находитесь не под властью греховной природы, а под властью Духа. А в ком нет Духа Христа, тот и не принадлежит Ему.
10
А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
10
Если же в вас живет Христос, то ваше тело мертво вследствие греха, а Дух — это ваша жизнь для праведности.
11
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
11
Если в вас живет Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, то Воскресивший из мертвых Христа оживит Духом Своим, живущим в вас, и ваши смертные тела.
12
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
12
Поэтому, братья, мы не должники греховной природы, чтобы жить так, как она нам диктует.
13
ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
13
Если вы живете так, как вам диктует греховная природа, вы погибнете. Если же вы Духом умерщвляете греховные дела тела, то будете жить.
14
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
14
Все, кем руководит Дух Божий, являются сыновьями Божьими.
15
Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
15
Вы получили не дух рабства, чтобы опять жить в страхе, а Духа усыновления, Которым мы и обращаемся к Богу: « Абба! Отец!»
16
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
16
Дух Божий свидетельствует вместе с нашим духом о том, что мы дети Божьи.
17
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
17
А если мы Его дети, то и наследники. Наследники Божьи и сонаследники Христу. Ведь если мы страдаем вместе с Ним, то вместе с Ним будем и прославлены.
18
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
18
Я считаю, что наши нынешние страдания ничего не значат в сравнении с той славой, которая ожидает нас в будущем.
19
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
19
Ведь всё творение с нетерпением ожидает откровения сыновей Божьих,
20
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
20
потому что творение было подчинено бессмысленности существования не по своей воле, а по воле Того, Кто подчинил его . Но у творения есть надежда на
21
что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
21
освобождение от власти тления, чтобы обрести ту же славную свободу, что и дети Божьи.
22
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
22
Мы знаем, что всё творение до сих пор стонет и мучается, как женщина при родах ,
23
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
23
и не только оно, но и мы, получившие Духа как залог того, что нас ожидает , тоже внутренне стонем, с нетерпением ожидая полного усыновления — искупления наших тел.
24
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
24
В этой надежде мы и спасены. Но надежда не бывает направлена на то, что уже видимо; если что-то уже видимо, то на что же надеяться?
25
Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
25
Мы надеемся на то, чего не видим, и терпеливо этого ожидаем.
26
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
26
Также и Дух помогает нам при всей нашей слабости. Мы не знаем даже, о чем нам следует молиться, но Дух Сам ходатайствует за нас вздохами, которые не могут быть выражены словами.
27
Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
27
Тот, Кто исследует сердца, знает мысль Духа, потому что Дух ходатайствует за святых в согласии с Божьей волей.
28
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
28
Мы знаем, что Бог всё обращает во благо для тех, кто любит Его и кого Он призвал по Своему замыслу,
29
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
29
потому что кого Он заранее узнал, тех и предопределил быть подобными образу Своего Сына, чтобы Иисус стал Первенцем среди множества братьев.
30
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
30
А кого Бог предопределил, тех Он и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил.
31
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
31
Что же нам сказать об этом? Если Бог за нас, то кто против нас?
32
Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
32
Тот, Кто не пожалел Своего Сына, но отдал Его за всех нас, разве не дарует с Ним и всего остального?
33
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
33
Кто будет обвинять избранных Богом? Если Бог оправдывает,
34
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
34
кто может осудить? Христос Иисус, Который умер, но воскрес и сейчас находится по правую руку от Бога, ходатайствует за нас.
35
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
35
Что может отлучить нас от любви Христа? Скорбь или трудности? Преследования или голод? Нагота или угроза казни?
36
«За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание».
36
Написано: «Ради Тебя убивают нас всякий день и смотрят на нас, как на овец перед бойней».
37
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
37
Но мы одерживаем величайшую победу над всем этим благодаря Тому, Кто полюбил нас.
38
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
38
И я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни силы,
39
ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.
39
ни высота, ни глубина — ничто во всем творении не может отлучить нас от любви Бога во Христе Иисусе, нашем Господе!