Притчи 25
1
И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.
1
Вот другие притчи Соломона, сохраненные людьми Езекии, царя Иудеи.
2
Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело.
2
Славен Бог, тайное сокрывший; славен царь, тайное понявший.
3
Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо.
3
Небесную высь, земную глубь и сердце царя — не понять.
4
Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:
4
Удали примесь из серебра, и выйдет у мастера чаша;
5
удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.
5
удали нечестивца от царя, и праведностью престол утвердится.
6
Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись;
6
Не красуйся перед царем, в один ряд с вельможами не становись;
7
потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.
7
лучше пусть скажут тебе: «Поднимись повыше», чем унизят тебя перед знатью. Что увидишь своими глазами,
8
Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?
8
не торопись выносить на суд; а иначе — каково будет потом, когда посрамит тебя ближний?
9
Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
9
Судись с ближним лишь по собственному делу, чужой тайны не разглашай,
10
дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.
10
а расскажешь — тебя же опозорят, и бесчестия тогда не миновать.
11
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.
11
Золотые яблоки на серебряном узоре — таково слово, сказанное ко времени.
12
Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.
12
Золотая серьга, червонная подвеска — таков мудрый упрек для чуткого уха.
13
Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
13
Прохлада снега в разгар жатвы — таков для хозяина верный исполнитель, придаст он сил своему господину.
14
Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.
14
Тучи да ветер, а дождя все нет — так и тот, кто впустую сулит подарки.
15
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
15
Долготерпение убедит и властителя, мягкая речь проймет и твердолобого.
16
Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
16
Нашел мед — поешь досыта, но не объедайся до тошноты;
17
Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
17
не ходи к другу слишком часто, не то пресытится тобой до отвращения.
18
Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.
18
Палица, меч, острая стрела — таков для ближнего лжесвидетель.
19
Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия.
19
Как от зуба гнилого, от ноги хромой — проку от неверного в день беды.
20
Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
20
Как в холодный день срывать одежду, как уксус лить на соду — так и песни петь тому, кто в горе.
21
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
21
Если голоден твой враг — дай ему хлеба, если жаждет — напои водой:
22
ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
22
так сгребаешь ты угли ему на голову, а тебя вознаградит Господь.
23
Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица.
23
Северный ветер несет с собой ливни, а язык сплетника — озлобленные взгляды.
24
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
24
Лучше жить на краю кровли, чем делить кров со сварливой женой.
25
Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.
25
Как прохладная вода для измученной души — так и добрая весть с дальней стороны.
26
Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.
26
Как загрязненный родник, оскверненный источник — так и праведник, дрожащий перед нечестивцем.
27
Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.
27
Нехорошо объедаться медом или добиваться похвалы.
28
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
28
Как разоренный город без стены — так и человек, не владеющий собой.
Захария 5
1
И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток.
1
Я опять взглянул и увидел: летит свиток.
2
И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.
2
«Что ты видишь?» — спросил меня ангел. Я ответил: «Вижу: летит свиток, двадцати локтей в длину и десяти — в ширину».
3
Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне.
3
Он сказал мне: «Это проклятие, и оно будет иметь силу по всей стране. Согласно этому свитку, ни один вор и ни один клятвопреступник не уйдет от наказания».
4
Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.
4
Я наслал это проклятие, — говорит Господь Воинств, — и оно проникнет в дом вора и в дом поклявшегося Моим именем ложно, поселится в этом доме и уничтожит его — и даже дерево и камень, из которых он построен.
5
И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза твои и посмотри, что это выходит?
5
Ангел, говоривший со мной, появился и сказал: «Взгляни, посмотри, что там показалось?» —
6
Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле.
6
«Что это такое?» — спросил я. «Там показался мерный сосуд величиной в одну эфу, — ответил он. — Это грех, которым наполнена страна».
7
И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.
7
И тут поднялась свинцовая крышка, и оказалось, что в сосуде сидит женщина.
8
И сказал он: эта женщина - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок.
8
«Эта женщина — несправедливость», — сказал он, сбросил ее вглубь сосуда и опять закрыл его свинцовой крышкой.
9
И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли ее между землею и небом.
9
Я взглянул и увидел: показались две крылатые женщины. Их нес ветер, а крылья у них были как у аиста. Подхватив сосуд, они понесли его между небом и землей.
10
И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу?
10
Я спросил у ангела, говорившего со мной: «Куда они понесли сосуд?»
11
Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.
11
Он ответил мне: «Построить для нее дом в стране Шинар, а когда он будет готов, поставить ее там на положенное место».
Захария 6
1
И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные.
1
Я опять взглянул и увидел: четыре колесницы выезжают между двух медных гор.
2
В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные;
2
В первую колесницу запряжены были могучие гнедые кони, во вторую — вороные,
3
в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные.
3
в третью — белые, а в четвертую — пегие.
4
И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
4
Я спросил у ангела, говорившего со мной: «Что это, мой господин?»
5
И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли.
5
Ангел ответил мне: «Это едут четыре небесных ветра: они были на совете у Владыки всей земли.
6
Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной.
6
Колесница, запряженная вороными конями, направляется на север; белые кони — на запад, пегие — на юг…»
7
И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, - и они прошли землю.
7
Могучие кони уже приблизились, готовые обойти землю дозором. Он сказал: «Идите, обойдите землю дозором». И колесницы отправились объезжать землю.
8
Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной.
8
Затем он позвал меня и сказал мне: «Смотри: те, что пошли на север, дали Моему Духу почить на северной стране».
9
И было слово Господне ко мне:
9
Мне было слово Господа:
10
возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона,
10
«Собери пожертвования у вернувшихся из Вавилона — Хелдая, Товии и Иедаи, а потом сразу иди в дом Иосии, сына Софонии (все они прибыли из Вавилона).
11
возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого,
11
Из собранного у них золота и серебра сделай венец и возложи на голову первосвященника Иисуса, сына Иоцадака.
12
и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.
12
Скажи ему: Так говорит Господь Воинств: вот тот, чье имя — Росток! Когда же он прорастет, то отстроит святилище Господа.
13
Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим.
13
Да, это он отстроит святилище Господа, облеченный величием, будет править, на Своем престоле Он сядет, священник же — на своем. Будет мир и согласие между ними.
14
А венцы те будут Хелему и Товии, Иедаю и Хену, сыну Софониеву, на память в храме Господнем.
14
А венец останется в святилище Господнем, напоминая о заслуге Хелдая, Товии, Иедаи и сына Софонии.
15
И издали придут, и примут участие в построении храма Господня, и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего.
15
Издалека будут стекаться желающие участвовать в строительстве святилища Господа — и вы поймете, что я послан к вам Господом Воинств. Все это случится, если вы будете повиноваться Господу, вашему Богу».
К Римлянам 9
1
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
1
Я говорю правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне моя совесть, руководимая Духом Святым.
2
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
2
Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна!
3
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
3
Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих соплеменников!
4
то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
4
Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога,
5
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
5
у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.
6
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
6
Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Израиль.
7
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
7
И не все потомки Авраама — его дети. Ведь Бог сказал: «Твой род продолжится через Исаака»,
8
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
8
то есть не те дети, что родились от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом.
9
А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».
9
Вот это обещание: «Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын».
10
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
10
Но это не все. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака.
11
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило
11
Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей: «старший младшему станет рабом», чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен
12
не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
12
и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога.
13
как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
13
Как говорится в Писании: «Иакова Я полюбил, а Исава возненавидел».
14
Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
14
Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? — Ни в коем случае!
15
Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
15
Моисею Бог сказал: «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным».
16
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
16
Итак, все зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога.
17
Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».
17
В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и имя Мое сделать известным по всей земле».
18
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
18
Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.
19
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
19
Ты меня спросишь: «Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?»
20
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
20
Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?»
21
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд - для почетного употребления, а другой для низкого?
21
Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?
22
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
22
А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел «сосуды гнева», которые обречены на уничтожение,
23
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
23
для того именно, чтобы явить все безмерное величие Своей славы по отношению к «сосудам милости», предназначенным для славы? И эти «сосуды милости» — мы.
24
над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
24
Нас Он призвал — и не только из иудеев, но и из язычников,
25
Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною».
25
как об этом Он говорит в книге Осии: «Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую — любимой.
26
«И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
26
И в том самом месте, где Я сказал им: „Вы не Мой народ“, — теперь их назовут сынами Бога Живого».
27
А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
27
А Исайя восклицает об Израиле: «Даже если число израильтян будет как песок морской, все равно спасен будет лишь остаток.
28
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».
28
Свой приговор, решительный и скорый, исполнит над землей этой Господь».
29
И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре».
29
Как предсказал Исайя: «Если бы Господь Воинств не оставил нам нескольких уцелевших, мы стали бы как Содом и уподобились Гоморре».
30
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры,
30
Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру,
31
а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
31
в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг.
32
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
32
Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения»,
33
как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».
33
как написано: «Вот Я закладываю на Сионе камень — и о него споткнутся, скалу — из-за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен».