План победы
Притчи 25
1
И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.
1
Вот ещё изречения Соломона, собранные людьми Езекии , царя Иудеи:
2
Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело.
2
Божья слава — окутывать дело тайной, слава царя — исследовать дело.
3
Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо.
3
Как небеса высотой и земля глубиной, так и царское сердце непостижимо.
4
Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:
4
Удали примесь из серебра, и у серебряных дел мастера будет сырье для сосуда;
5
удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.
5
удали нечестивого от царя, и его престол утвердится праведностью.
6
Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись;
6
Не заносись перед царем и не занимай места между великими;
7
потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.
7
лучше пусть он тебе скажет: «Сюда поднимись», чем унизит тебя перед знатным. То, что ты видел своими глазами,
8
Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?
8
не спеши принести на суд. Что ты станешь делать в конце, если ближний твой тебя пристыдит?
9
Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
9
Если ведешь с ближним тяжбу, не открывай чужой тайны,
10
дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.
10
иначе услышавший пристыдит тебя, и слава дурная от тебя не отстанет.
11
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.
11
Слово, сказанное уместно, подобно золотым яблокам в оправе из серебра.
12
Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.
12
Что золотая серьга или из чистого золота украшение, то упрек мудреца для уха внимательного.
13
Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
13
Что холод снега в жатвенный зной, то верный посланник для того, кто его посылает: душу хозяина он бодрит.
14
Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.
14
Что облака и ветер без дождя — тот, кто хвастается подарками, которых не дарил.
15
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
15
Медленный на гнев может убедить повелителя; и кроткий язык кость переламывает.
16
Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
16
Нашел мед — ешь лишь сколько потребно, иначе объешься и тебя стошнит.
17
Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
17
Пореже ходи в дом друга, иначе, устав от тебя, он тебя возненавидит.
18
Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.
18
Что булава, меч или острая стрела — человек, лжесвидетельствующий против ближнего.
19
Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия.
19
Что зуб гнилой или хромая нога — надежда на вероломного в день беды.
20
Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
20
Как снимающий одежду в холодный день или как уксус на соду, так и поющий печальному сердцу песни.
21
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
21
Если враг твой голоден — накорми его; если он хочет пить — напои водой.
22
ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
22
Поступая так, ты соберешь горящие угли ему на голову , а тебя наградит Господь.
23
Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица.
23
Северный ветер приносит дождь, а язык клеветника — гневные лица.
24
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
24
Лучше жить на углу крыши, чем делить дом со сварливой женой.
25
Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.
25
Что холодная вода для измученной жаждой души — добрые вести из дальнего края.
26
Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.
26
Как мутный ключ или родник оскверненный — праведник, уступающий нечестивым.
27
Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.
27
Нехорошо есть слишком много меда, как и постоянно искать себе славы.
28
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
28
Каков город, чьи стены рухнули, таков и человек, не владеющий своим духом.
Захария 5
1
И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток.
1
Я вновь поднял глаза и вижу: передо мною летит свиток.
2
И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.
2
Он спросил меня: — Что ты видишь? Я ответил: — Я вижу летящий свиток, 20 локтей в длину и 10 — в ширину .
3
Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне.
3
Он сказал мне: — Это проклятие, которое надвигается на всю землю. Как написано на одной стороне, всякий вор будет искоренен, и как написано на другой, будет искоренен всякий, нарушающий клятву.
4
Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.
4
Господь Сил возвещает: «Я наведу это проклятие, и оно войдет в дом вора и в дом того, кто ложно клянется Моим именем. Оно поселится в его доме и уничтожит его — и дерево его, и камни».
5
И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза твои и посмотри, что это выходит?
5
Потом ангел, говоривший со мной, двинулся вперед и сказал мне: — Подними глаза и посмотри, что ты видишь?
6
Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле.
6
Я спросил: — Что это? Он ответил: — Это выходит мерная корзина , — и добавил: — Это грех жителей всей земли.
7
И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.
7
Свинцовая крышка поднялась, и вот: в корзине сидит женщина.
8
И сказал он: эта женщина - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок.
8
Он сказал: — Её зовут Нечестие, — он сбросил её обратно в корзину и закрыл свинцовой крышкой.
9
И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли ее между землею и небом.
9
Я поднял глаза и вижу: передо мной явились две женщины, и ветер был у них в крыльях. Крылья у них были как у аиста, и они подняли корзину между небом и землей.
10
И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу?
10
— Куда они несут корзину? — спросил я у ангела, который говорил со мной.
11
Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.
11
— В Шинар , чтобы там построить ей дом. Когда он будет готов, корзину поставят там на место, — ответил он.
Захария 6
1
И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные.
1
Я вновь поднял глаза и вижу: передо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами.
2
В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные;
2
Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую — вороные,
3
в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные.
3
третью — белые, а четвертую — пегие; все они — кони сильные .
4
И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
4
Я спросил ангела, который говорил со мной: — Что это значит, мой господин?
5
И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли.
5
Ангел ответил мне: — Это четыре небесных духа , которые выходят от Владыки всей земли.
6
Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной.
6
Тот, у которого вороные кони, направляется в северный край, тот, у которого белые кони, — на запад , а тот, у которого пегие, — на юг.
7
И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, - и они прошли землю.
7
Сильные кони вышли, и им не терпелось пройти по земле дозором. Тогда Он сказал: — Ступайте, пройдите по земле дозором! И они пошли по земле дозором.
8
Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной.
8
А Он воскликнул: — Смотри, отправившиеся в северный край погасили Мой гнев в северной стране.
9
И было слово Господне ко мне:
9
Было ко мне слово Господне:
10
возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона,
10
«Собери серебро и золото у Хелдая, Товии и Иедаии, которые пришли из Вавилона, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии.
11
возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого,
11
Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову первосвященника Иисуса, сына Иоседекова.
12
и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.
12
Скажи ему, что так говорит Господь Сил: „Вот Человек по имени Ветвь : Он прорастет из Своего места и построит храм Господа.
13
Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим.
13
Это Он построит храм Господа, это Он облачится в великолепие, и воссядет, и будет править со Своего престола. Он также станет священником на престоле, и одно не будет противоречить другому“ .
14
А венцы те будут Хелему и Товии, Иедаю и Хену, сыну Софониеву, на память в храме Господнем.
14
А венец будет вверен заботам Хелдая , Товии, Иедаии и Хена , сына Софонии, как памятный знак в храме Господа.
15
И издали придут, и примут участие в построении храма Господня, и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего.
15
Те, кто придет издалека, будут помогать строить храм Господа, и вы узнаете, что Господь Сил послал Меня к вам. Это всё случится, если вы будете во всем слушаться Господа, вашего Бога».
К Римлянам 9
1
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
1
Я говорю истину и не лгу, как и подобает последователю Христа. Об этом свидетельствует моя совесть, руководимая Святым Духом.
2
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
2
Мне очень грустно, и сердце мое полно бесконечной боли:
3
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
3
я бы предпочел сам быть проклятым и отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови, —
4
то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
4
израильтян. Ведь Бог усыновил их, им принадлежат слава и заветы с Богом, им были даны Закон, богослужение и Его обещания.
5
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
5
Из этого народа произошли праотцы, от них по человеческой природе происходит Христос — Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.
6
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
6
Но это не означает , что слово Божье осталось неисполненным, потому что не все израильтяне — истинный Израиль.
7
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
7
И не все потомки Авраама являются его истинными детьми . Написано : «Через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал».
8
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
8
Это значит, что не все потомки Авраама — истинные дети Божьи. Истинные дети Авраама — это те, к кому относится обещание.
9
А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».
9
Обещание же было дано в таких словах: «В назначенное время Я вернусь, и у Сарры будет сын».
10
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
10
Но не только это. У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец — наш отец Исаак.
11
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило
11
Но ещё до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо доброе или злое (чтобы выбор Божий зависел
12
не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
12
не от их дел, а только от Самого Призывающего), Ревекке было сказано: «Старший будет служить младшему».
13
как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
13
Как об этом и написано: «Я полюбил Иакова, а Исава возненавидел».
14
Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
14
Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет!
15
Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
15
Он сказал Моисею: «Я помилую того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею».
16
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
16
Поэтому, имеет значение не желание или усилие человека, а милость Божья.
17
Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».
17
В Писании Бог говорит фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы имя Мое стало известно по всей земле».
18
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
18
Поэтому Бог проявляет милость к тем, к кому Он Сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить.
19
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
19
Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Он нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?»
20
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
20
Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сотворил: «Почему ты меня сделал таким?»
21
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд - для почетного употребления, а другой для низкого?
21
Разве не вправе горшечник сделать из одного и того же куска глины одну посуду для почетного употребления и другую — для низкого?
22
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
22
А что, если Бог, желая показать гнев и явить Свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению?
23
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
23
Что если Он делает это для того, чтобы проявить богатство Своей славы к тем, к кому Он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы,
24
над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
24
то есть к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из язычников?
25
Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною».
25
Как Он и говорит через пророка Осию: «Я назову Моим народом не Мой народ; и нелюбимую — любимой»,
26
«И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
26
а также: «Там, где им было сказано: „Вы не Мой народ“, они будут названы сынами живого Бога».
27
А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
27
Исаия восклицает об Израиле: «Хотя израильтяне числом как песок морской, лишь остаток будет спасен.
28
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».
28
Господь решительно и быстро приведет в исполнение Свой приговор над землей».
29
И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре».
29
И как ещё говорил Исаия в своем пророчестве: «Если бы Господь Сил не оставил нам нескольких уцелевших , то мы уподобились бы Содому, стали бы как Гоморра».
30
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры,
30
Что же нам теперь сказать? Язычники, которые и не стремились к праведности, получили праведность благодаря своей вере.
31
а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
31
Израиль же, стремившийся к праведности через исполнение Закона, так и не достиг её.
32
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
32
Почему? Потому что они стремились получить её не по вере, а по делам. Они споткнулись о «камень преткновения».
33
как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».
33
Об этом написано: «Вот Я кладу на Сионе Камень, о Который споткнутся, Скалу, из-за Которой они упадут, но верующий в Него никогда не будет постыжен».