Притчи 29
1
Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
1
Кто ожесточается, слыша наставления, погибнет нежданно и безвозвратно.
2
Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
2
Праведные в силе — и радуется народ; нечестивцы у власти — и народ стонет.
3
Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
3
Кто любит мудрость, радует отца своего, а кто знается с блудницами — расточает нажитое.
4
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.
4
Царское правосудие укрепляет страну, а взятки ее разрушают.
5
Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
5
Кто льстит ближнему, сеть ему стелет под ноги.
6
В грехе злого человека - сеть для него, а праведник веселится и радуется.
6
Грех — ловушка для нечестивца, а праведник веселится и радуется.
7
Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.
7
Помнит праведник о тяжбе бедняка, а нечестивый и знать не хочет.
8
Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
8
Наглые люди баламутят город, а мудрые утихомирят ярость.
9
Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя.
9
Если мудрец судится с глупцом — смятение и смех не стихают.
10
Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.
10
Убийцы ненавидят непорочного и честного погубить стремятся.
11
Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
11
Глупец дает волю гневу, а мудрый дает ему остыть.
12
Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.
12
Если правитель выслушивает ложь, то и придворные будут нечестивы.
13
Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.
13
Вот что роднит бедняка и угнетателя: свет в очах у обоих — от Господа.
14
Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.
14
Если царь судит бедных по правде — престол его нерушим вовеки.
15
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
15
Розга и внушения дают мудрость, а заброшенный ребенок — позор для матери.
16
При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.
16
Где сильны нечестивцы, силен и грех, но праведники увидят их падение.
17
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
17
Вразумляй сына, и будешь за него спокоен, станет он для тебя утешением.
18
Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.
18
Нет пророческих видений — и разнуздан народ, но блажен, кто соблюдает Закон.
19
Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.
19
Словами раба не вразумить, хоть и поймет, да оставит без внимания.
20
Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.
20
Видел ты человека, скорого на слова? От глупца и то больше проку.
21
Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.
21
Если раба с детства баловать — добром это не кончится.
22
Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
22
Гневливый вызывает раздоры, вспыльчивый множит злодеяния.
23
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.
23
Заносчивый будет унижен, а смиренный обретет славу.
24
Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.
24
Кто вору товарищ, тот сам себе враг: слышит, как проклинают вора, да помалкивает.
25
Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.
25
Страх перед людьми — расставленные сети, но уповающий на Господа — неприступен.
26
Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа.
26
Многие ищут благосклонности правителя, но судья человеку — Господь.
27
Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем.
27
Мерзок праведникам обманщик, мерзок нечестивым честный человек.
Захария 14
1
Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя.
1
Скоро день Господень придет, когда захватчик в твоих стенах будет делить добычу.
2
И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города.
2
«Я поведу все народы в поход на Иерусалим. Город захватят, ограбят дома и обесчестят женщин. Полгорода в плен уйдет, но немногие жители в городе уцелеют».
3
Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани.
3
Господь выйдет на бой с народами, как сражался Он встарь.
4
И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу.
4
Тогда стопы Его станут на Масличной горе, к востоку от Иерусалима, и Масличная гора расколется пополам, с запада на восток. Полгоры сдвинется на север, полгоры — на юг, образовав большую долину.
5
И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним.
5
«По долине меж гор, которую Я сделаю, вы сможете убежать: долина будет тянуться до Ацала. Вы побежите, как бежали от землетрясения при иудейском царе Озии». И тогда придет Господь, Бог мой, а с Ним — все святое воинство.
6
И будет в тот день: не станет света, светила удалятся.
6
И тогда не станет ни света, ни леденящей стужи.
7
День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.
7
Придет тот единственный день, ведомый только Господу, который — не день и не ночь. Но вечер придет — и явится свет.
8
И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.
8
И тогда хлынут воды из источника в Иерусалиме: половина — к Восточному морю, половина — к Западному морю: и летом будут течь, и зимой.
9
И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
9
Господь станет царем над всею землей. Тогда будет один лишь Господь, и одно у Него будет имя.
10
Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.
10
Вся эта страна станет низменностью, от Гевы до Риммона, что к югу от Иерусалима, а Иерусалим будет возвышаться над ними. Он будет стоять на своем месте, от ворот Вениамина до Древних ворот и Угловых ворот; от башни Хананэла до царских давилен для винограда.
11
И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно.
11
Иерусалим будет полон жителей, больше не подвергнется заклятью и разрушению, станет жить безмятежно.
12
И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него.
12
А все народы, пошедшие войной на Иерусалим, Господь покарает так: их плоть сгниет, хотя они будут держаться на ногах. Глаза сгниют у них в глазницах, язык сгниет у них во рту.
13
И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его.
13
Тогда Господь пошлет на них великое смятение: они схватятся и станут биться друг с другом.
14
Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве.
14
(Иудея тоже будет среди ополчившихся на Иерусалим.) Жителям достанутся богатства всех окрестных народов — множество золота, серебра и одежды.
15
Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них.
15
А всех животных, какие будут в стане их войск, постигнет та же кара, что и людей: и лошадей, и мулов, и верблюдов, и ослов.
16
Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.
16
Кто уцелеет изо всех народов, поднявшихся против Иерусалима, те станут ежегодно приходить поклониться Царю — Господу Воинств — и праздновать праздник Шалашей.
17
И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.
17
И если какое-нибудь из племен земли не придет в Иерусалим поклониться Царю — Господу Воинств, то не будет у них дождя.
18
И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет дождя и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей.
18
Если племя египтян не захочет прийти, то Господь покарает и его, как и прочие народы, не пришедшие праздновать праздник Шалашей.
19
Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!
19
Так будет наказан Египет и все народы, не пришедшие праздновать праздник Шалашей.
20
В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем.
20
Тогда и на колокольчике коня будет написано: «святыня Господня», и даже котлы в Храме Господнем будут так же святы, как чаши перед жертвенником.
21
И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.
21
Все котлы в Иерусалиме и в Иудее будут святыней Господа Воинств. Всякий жертвователь сможет сам прийти, взять любой из них и приготовить в них жертвенное мясо. И тогда не останется больше чужаков-торгашей в Храме Господа Воинств.
К Римлянам 13
1
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
1
Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом.
2
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
2
Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог, а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд.
3
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
3
Власти страшны не для добрых дел, а для дурных. Хочешь не бояться властей — делай добро, и они тебя похвалят.
4
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
4
Они слуги Бога и действуют тебе во благо. А если делаешь зло, тогда бойся: они не напрасно носят меч, они слуги Бога и исполняют Божий приговор над теми, кто творит зло.
5
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
5
Вот почему ты должен подчиняться властям не только из страха перед Божьим наказанием, но и по совести.
6
Для сего вы и подати платите, ибо они - Божии служители, сим самым постоянно занятые.
6
Поэтому вы и налоги платите, ведь власти, исполняя свои обязанности, тем служат Богу.
7
Итак отдавайте всякому должное: кому подать - подать; кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь.
7
Итак, отдавайте им то, что вы им должны: кому налог, кому подать, кому уважение, кому почет.
8
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
8
Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви. Кто любит другого, тот исполнил Закон.
9
Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».
9
Потому что все заповеди: «не нарушай супружескую верность, не убивай, не воруй, не желай чужого» — и эти, и остальные заповеди заключены все в одной: «люби ближнего, как самого себя».
10
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
10
Любовь не причиняет ближнему зла. Поэтому любовь — исполнение всего Закона.
11
Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
11
Тем более что вы знаете, какое сейчас время: настал час вам пробудиться от сна, наше спасение теперь ближе к нам, чем тогда, когда мы только обрели веру.
12
Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
12
Ночь проходит, близится день. Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света.
13
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
13
Давайте жить так, как подобает при свете дня: без оргий и пьянства, без разврата и безобразий, без раздоров и зависти.
14
но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14
Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос! Так не поддавайтесь своей плотской природе и ее вожделениям.