2 Паралипоменон 16
1
В тридцать шестой год царствования Асы, пошел Вааса, царь Израильский, на Иудею и начал строить Раму, чтобы не позволить никому ни уходить от Асы, царя Иудейского, ни приходить к нему.
1
На тридцать шестой год его царствования Баша, царь Израиля, начал войну с Иудеей и стал укреплять крепость Раму, чтобы никто не мог ни проехать во владения Асы, царя Иудеи, ни выехать оттуда.
2
И вынес Аса серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, говоря:
2
Тогда Аса взял серебро и золото из сокровищниц Господнего Храма и из дворцовых сокровищниц и отправил его Бен-Хададу, царю арамеев, правителю Дамаска, велев передать ему:
3
союз да будет между мною и тобою, как был между отцом моим и отцом твоим; вот, я посылаю тебе серебра и золота: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня.
3
«Мы с тобой союзники, союзниками были наши отцы. Это серебро и золото я посылаю тебе в дар. Расторгни союз с Башой, царем Израиля, чтобы он отступил от моих владений».
4
И послушался Венадад царя Асы и послал военачальников, которые были у него, против городов Израильских, и они опустошили Ийон и Дан и Авелмаим и все запасы в городах Неффалимовых.
4
Бен-Хадад согласился с царем Асой и отправил своих полководцев в поход на израильские города. Они захватили города Ийон, Дан, Авел-Маим и крепости со складами в земле Неффалима.
5
И когда услышал о сем Вааса, то перестал строить Раму и прекратил работу свою.
5
Узнав об этом, Баша перестал укреплять Раму, бросив начатую работу.
6
Аса же царь собрал всех Иудеев, и они вывезли из Рамы камни и дерева, которые употреблял Вааса для строения, - и выстроил из них Геву и Мицфу.
6
Царь Аса собрал всех иудеев, чтобы они унесли из Рамы камни и бревна, которые Баша использовал для строительства крепости. Из них царь Аса построил крепости Геву и Мицпу.
7
В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей.
7
Тогда к иудейскому царю Асе пришел провидец Ханани и сказал: «Ты обратился за помощью к арамейскому царю, а не к Господу, своему Богу, — за это войско арамейского царя смогло избежать твоей руки.
8
Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою,
8
Могучее войско кушитов и ливийцев со множеством колесниц и всадников — даже его Господь предал в твои руки, когда ты обратился к Нему!
9
ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны.
9
Очи Господни видят всю землю, Он укрепляет тех, кто верен Ему всем сердцем. А ты поступил глупо и отныне обрек себя на войны».
10
И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время.
10
Аса разозлился на провидца и даже посадил его в темницу — так сильно прогневили его эти слова. И другие люди пострадали тогда от Асы.
11
И вот, деяния Асы, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.
11
Все деяния Асы от начала до конца записаны в Книге царей Иудеи и Израиля.
12
И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей.
12
На тридцать девятом году своего царствования Аса заболел. Тяжелая болезнь поразила его ноги, но даже в таком положении он обратился не к Господу, а к врачам.
13
И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего.
13
Когда Аса почил с предками — а он умер на сорок первом году своего царствования —
14
И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество.
14
его похоронили в Городе Давидовом, в усыпальнице, которую он заранее приготовил для себя. Его положили на ложе, полное благовоний и разных благоуханных масел, и на похоронах его устроили большой костер.
2 Паралипоменон 17
1
И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян.
1
После него воцарился его сын Иосафат. Он укрепил свою власть над всем Израилем.
2
И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его.
2
Он направил войска в укрепленные города Иудеи и поставил наместников по всей земле иудейской и в городах племени Ефрема, которые захватил его отец Аса.
3
И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов,
3
Господь был с Иосафатом, потому что тот поступал подобно тому, как его отец поступал в начале правления: не поклонялся Ваалам,
4
но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян.
4
а почитал Бога отца своего, соблюдал Его заповеди — не то что израильтяне!
5
И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.
5
Господь упрочил его власть. Все иудеи платили Иосафату дань, и был он весьма богат и славен.
6
И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.
6
Он всем сердцем стремился следовать Господу и еще он очистил Иудею от местных святилищ и дерев Ашеры.
7
И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,
7
На третий год своего царствования Иосафат отправил своих приближенных: Бен-Хаила, Авдия, Захарию, Нетанэла и Михея — учить народ в городах Иудеи.
8
и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников.
8
С ними были и левиты: Шемая, Нетания, Зевадия, Асаил, Шемирамот, Ионафан, Адония, Товия и Тов-Адония, а также священники Элишама и Иорам.
9
И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ.
9
Они стали учить иудеев по книге Закона Господнего — обходили все иудейские города и учили там народ.
10
И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом.
10
Все царства, что окружали Иудею, боялись Господа и потому не затевали войну с Иосафатом.
11
А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот.
11
Филистимляне платили ему дань серебром, арабы приводили ему скот: семь тысяч семьсот баранов и семь тысяч семьсот козлов.
12
И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и города для запасов.
12
Иосафат становился все более и более могущественным. Он построил в Иудее крепости и города со складами,
13
Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей военных, храбрых.
13
в городах Иудеи он начал строительство. В Иерусалиме он расположил лучших воинов.
14
И вот список их по поколениям их: у Иуды начальники тысяч: Адна начальник, и у него отличных воинов триста тысяч;
14
Вот их список в соответствии с делением на роды. Из племени Иуды там были начальники тысячных отрядов: Адна во главе трехсот тысяч могучих воинов;
15
за ним Иоханан начальник, и у него двести восемьдесят тысяч;
15
Иехоханан во главе двухсот восьмидесяти тысяч;
16
за ним Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу, и у него двести тысяч воинов отличных.
16
Амасия, сын Зихри, во главе двухсот тысяч могучих воинов (он добровольно вызвался служить Господу).
17
У Вениамина: отличный воин Елиада, и у него вооруженных луком и щитом двести тысяч;
17
Из племени Вениамина: могучий воин Эльяда во главе двухсот тысяч воинов, вооруженных луками и щитами;
18
за ним Иегозавад, и у него сто восемьдесят тысяч вооруженных воинов.
18
Иозавад во главе восьмидесяти тысяч воинов.
19
Вот служившие царю, сверх тех, которых расставил царь в укрепленных городах по всей Иудее.
19
Они состояли на службе у царя, помимо тех войск, что царь разместил в укрепленных городах по всей Иудее.
Псалтирь 7
1
Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
1
Плач Давида. Эту песнь он пел Господу, когда узнал про Куша из племени Вениамина.
2
Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
2
О Господь, мой Бог, у Тебя я защиты ищу! От погони избавь меня и спаси!
3
да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего.
3
Иначе враг растерзает меня как лев, на куски разорвет — и никто не спасет!
4
Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
4
О Господь, мой Бог! Если я что-то сделал не так, запятнал руки неправдой,
5
если я платил злом тому, кто был со мною в мире, - я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, -
5
другу злом отплатил, а обидчика стал выручать —
6
то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
6
пусть за мною погонится враг, пусть настигнет меня, мою жизнь втопчет в землю, мою честь смешает с пылью! [Музыка]
7
Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, -
7
В гневе воспрянь, Господь, поднимись против злобы врагов моих, пробудись, мой Бог, верши суд!
8
сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
8
Соберутся народы вокруг Тебя, Ты над ними, в выси, на престол воссядь!
9
Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
9
Господь народы будет судить. Реши же, Господь, и тяжбу мою — я прав, нет за мной вины.
10
Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
10
Пусть злобе злодеев придет конец! Поддержи правого, праведный Бог, видящий насквозь ум и сердце!
11
Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
11
Щит мой — Бог! Он спасет чистых сердцем!
12
Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
12
Бог — праведный Судья, что ни день — в ярости Он.
13
если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
13
Он вновь наточил Свой меч, лук напряг, натянул,
14
приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
14
Он оружие смерти взял, приготовил горящие стрелы!
15
Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
15
Кто неправду зачал, тот забеременел злом и рождает ложь.
16
рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
16
Кто другому рыл яму — тот в нее провалится сам!
17
злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
17
Его зло обернется против него, ему ж на голову и падет.
18
Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
18
Справедливого Господа славлю я — воспою имя Господа Вышнего!
1 Коринфянам 7
1
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
1
Относительно того, что вы писали мне в письме: «Лучше мужчине не прикасаться к женщине».
2
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
2
Но раз так много разврата, то пусть у каждого мужчины будет своя жена и у каждой женщины свой муж.
3
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
3
И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению к жене, а жена по отношению к мужу.
4
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
4
Не жена хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена.
5
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
5
Не избегайте друг друга, разве только на время, по обоюдному согласию, чтобы провести время в молитве, а затем снова сойтись, иначе Сатана, нащупав слабое место, может искусить вас.
6
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
6
Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю.
7
Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
7
Конечно, я желал бы, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой дар от Бога: у одного один, у другого другой.
8
Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
8
А неженатым и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими, как я.
9
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
9
А не могут воздерживаться, пусть женятся. Лучше вступить в брак, чем гореть в огне.
10
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -
10
А тем, кто в браке, я приказываю — впрочем, не я, а Господь. Жена не должна покидать мужа,
11
если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.
11
а если покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем. И муж пусть не разводится с женой.
12
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
12
А остальным говорю уже я, а не Господь: если у какого-нибудь брата жена неверующая, но она согласна жить с ним, пусть не разводится с ней.
13
и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
13
И если у женщины муж неверующий, согласный жить с ней, пусть не разводится с ним.
14
Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
14
Потому что неверующий муж через жену посвящается Богу и неверующая жена — через мужа. Иначе и дети ваши были бы нечисты, а так они посвящены Богу.
15
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
15
Если же неверующий супруг уходит, пусть уходит, брат или сестра им не подневольны. Но Бог призвал вас к миру.
16
Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
16
И откуда ты знаешь, женщина, не спасешь ли мужа? И ты, муж, не спасешь ли жену?
17
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
17
Но каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему Господь, пусть остается таким, каким его призвал Бог. Я даю те же указания всем церквам.
18
Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
18
Был призван обрезанным — пусть не удаляет обрезание; призван необрезанным — пусть не обрезается.
19
Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.
19
Обрезание — ничто, и необрезание — ничто, важно лишь соблюдение Божьих заповедей.
20
Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
20
Кто каким призван, пусть таким и остается.
21
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
21
Если ты был рабом, когда был призван, пусть тебя это не волнует. Но если можешь стать свободным, используй эту возможность.
22
Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
22
Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен, равно как и призванный свободным — раб Христа.
23
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
23
Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей!
24
В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
24
Братья, кто каким призван, пусть таким и остается у Бога!
25
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
25
Что касается невест, у меня нет повеления от Господа, но я выскажу собственное мнение, а я думаю, мне, по милости Божьей, можно доверять.
26
По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
26
Я считаю, что в наши тяжкие времена лучше человеку оставаться в том же положении.
27
Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
27
Ты связан с женой — не ищи развода, не связан — не ищи жены.
28
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
28
Но если и женишься, не грех. И если девушка выйдет замуж, греха не будет. Но в супружеской жизни их ждет много бед, а я бы хотел вас от этого избавить.
29
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
29
Я вот что, братья, имею в виду: времени остается в обрез, и надо, чтобы те, у кого есть жены, жили так, словно неженаты;
30
и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
30
те, которые плачут, словно не плачут; те, которые счастливы, словно несчастны; кто что-то приобретает, словно ничем не владеет;
31
и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
31
и тому, кто занят земными делами, не надо в них целиком погружаться. Потому что мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно.
32
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
32
И мне хочется, чтобы вы ничем не были озабочены. Неженатый озабочен делами для Господа, чтобы угодить Господу,
33
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
33
а женатый озабочен мирскими делами в угоду жене
34
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
34
и разрывается на части. Незамужняя женщина или девушка озабочены делами для Господа, чтобы быть святой и телом, и духом; замужняя же озабочена мирскими делами, угождая мужу.
35
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
35
Все это я говорю для вашего же блага, а не для того, чтобы тащить вас за собой на аркане. Нет, я хочу, чтобы вы всегда жили для Господа как подобает и ни на что не отвлекаясь.
36
Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
36
Если кто считает, что по отношению к своей невесте поступает неподобающим образом, и если он не в силах совладать со своей страстью и считает, что должен жениться, пусть делает то, к чему его влечет. Греха не будет, пусть поженятся.
37
Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
37
Но если он твердо стоит на своем, никем не понуждаем, полностью владеет своими чувствами и твердо решился в душе хранить ее девственность, он тоже поступит хорошо. Что из этого следует?
38
Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
38
Что и тот, кто вступает в брак с невестой, поступает хорошо, и тот, кто не женится, поступит еще лучше.
39
Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
39
Жена связана браком, пока жив муж. А если муж умрет, она вольна выйти замуж за кого хочет, но только за христианина.
40
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
40
Но если останется одна, будет счастливее, по моему мнению, а я полагаю, что и во мне есть Дух Божий.