4 Царств 24
1
Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него.
1
Во дни Иоакима Навуходоносор, царь Вавилона, пошел на него войной. Иоаким сперва признал над собой его власть, но через три года восстал.
2
И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков.
2
И тогда Господь наслал на него полчища халдеев, арамеев, моавитян и аммонитян — всех их наслал на Иудею, чтобы уничтожить ее. Сбылось слово Господа, возвещенное Его рабами, пророками.
3
По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал;
3
Решил Господь отвергнуть Иудею — за грехи Манассии, за все, что он сделал,
4
и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить.
4
за кровь невинных, которой он залил Иерусалим! Прощать Господь уже не хотел.
5
Прочее об Иоакиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
5
Прочее о деяниях Иоакима написано в «Летописях царей Иудеи».
6
И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо него.
6
Иоаким отошел к отцам, царем после него стал Иехония, его сын.
7
Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому.
7
Царь Египта больше не покидал пределов своей страны, а царь Вавилона захватил все, что когда-то принадлежало царю Египта, от Египетской ложбины до Евфрата.
8
Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима.
8
Восемнадцати лет от роду Иехония стал царем; три месяца царствовал он в Иерусалиме; имя его матери — Нехушта, дочь Элнатана, из Иерусалима.
9
И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его.
9
Его дела были так же ненавистны Господу, как и дела его отца.
10
В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде.
10
Тем временем военачальники Навуходоносора, царя вавилонского, двинулись на Иерусалим и осадили его.
11
И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его.
11
Когда прибыл Навуходоносор, царь Вавилона, — город уже был в осаде, —
12
И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования.
12
Иехония, царь Иудеи, сдался царю Вавилона вместе со своей матерью, сановниками, военачальниками и придворными. Царь Вавилона взял его в плен на восьмой год своего царствования.
13
И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем;
13
Навуходоносор унес из Храма Господа и из царского дворца все сокровища, разломав на части всю золотую утварь, сделанную Соломоном для Храма Господа. Сбылось слово Господа!
14
и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли.
14
Он выселил всех жителей Иерусалима: всех сановников и всех видных людей, общим числом десять тысяч человек, а также всех ремесленников и кузнецов. Осталась одна беднота.
15
И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон.
15
Он увел Иехонию в Вавилон и переселил из Иерусалима в Вавилон царицу-мать, царских жен, придворных, всю знать страны.
16
И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон.
16
Семь тысяч зажиточных людей, тысячу ремесленников и кузнецов, всех воинов переселил он из Иерусалима в Вавилон.
17
И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию.
17
Вместо Иехонии вавилонский царь возвел на престол Маттанию, его дядю, и дал ему новое имя Седекия.
18
Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.
18
Двадцать один год было Седекии, когда он стал царем; одиннадцать лет царствовал он в Иерусалиме; имя его матери — Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.
19
И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал Иоаким.
19
Его дела были так же ненавистны Господу, как и дела Иоакима.
20
Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего. И отложился Седекия от царя Вавилонского.
20
Гнев Господень против Иерусалима и Иудеи был столь силен, что Господь отверг их и отвернулся от них. И Седекия восстал против вавилонского царя.
4 Царств 25
1
В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал.
1
В девятый год царствования Седекии, в десятый день десятого месяца, Навуходоносор, царь Вавилона, со всем своим войском подошел к Иерусалиму. Он осадил город и окружил его валом.
2
И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии.
2
Осада продолжалась до одиннадцатого года царствования Седекии.
3
В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли.
3
В девятый день четвертого месяца (в городе в это время свирепствовал голод, народу нечего было есть)
4
И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам, между двумя стенами, что подле царского сада; Халдеи же стояли вокруг города, и царь ушел дорогою к равнине.
4
городская стена была проломлена. Тогда все воины вышли ночью через Ворота Двух Стен, что у царского сада (а город в то время был окружен халдеями), и пошли по дороге на Араву.
5
И погналось войско Халдейское за царем, и настигли его на равнинах Иерихонских, и все войско его разбежалось от него.
5
Войско халдеев пустилось в погоню за царем и настигло его в пустыне близ Иерихона. Все воины царя разбежались,
6
И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд:
6
а его самого схватили, привели к царю Вавилона в Ривлу и там судили.
7
и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон.
7
Сыновей Седекии зарезали у него на глазах, затем самого его ослепили, заковали в кандалы и увели в Вавилон.
8
В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим
8
В седьмой день пятого месяца, в девятнадцатый год правления Навуходоносора, царя вавилонского, в Иерусалим прибыл Навузарадан, начальник телохранителей, один из приближенных вавилонского царя.
9
и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем;
9
Он сжег Храм Господа, царский дворец и все дома в Иерусалиме — все большие здания он сжег дотла.
10
и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей.
10
И крепостные стены вокруг Иерусалима тоже разрушили халдейские воины Навузарадана.
11
И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей.
11
Всех, кто еще уцелел в городе, включая перебежчиков, перешедших на сторону вавилонского царя, — всех Навузарадан, начальник телохранителей, отправил в Вавилон.
12
Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.
12
Лишь самую бедноту он оставил в стране, работать в виноградниках и на полях.
13
И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон;
13
Медные столбы из Храма Господа, и подставки, и медное Море, что в Храме Господа, халдеи разломали, а медь увезли в Вавилон.
14
и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли;
14
Взяли они и котлы, и кадильницы, и щипцы, и ковши — всю медную утварь, которая использовалась при богослужении.
15
и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял начальник телохранителей:
15
Взял начальник телохранителей и лотки, и чаши для возлияния, и все золото, и все серебро.
16
столбы числом два, море одно, и подставы, которые сделал Соломон в дом Господень, - меди во всех сих вещах не было весу.
16
Две колонны, и одно медное Море, и подставки, которые сделал Соломон, чтобы стояли в Храме Господа, — сколько было меди во всем этом, не счесть!
17
Восемнадцать локтей вышины в одном столбе; венец на нем медный, а вышина венца три локтя, и сетка и гранатовые яблоки вокруг венца - все из меди. То же и на другом столбе с сеткою.
17
Каждая колонна была восемнадцати локтей в высоту; у каждой медная капитель высотой в три локтя. Вокруг капителей у обеих колонн — сетка и плоды граната, все из меди.
18
И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию, священника второго, и трех, стоявших на страже у порога.
18
Начальник телохранителей забрал первосвященника Сераю, второго священника Софонию и трех стражей ворот.
19
И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе.
19
Он также забрал из города сановника, который командовал воинами, пятерых человек из свиты царя, которых нашел в городе, писца, который начальствовал над войском и занимался набором ополчения, и еще шестьдесят знатных людей, которых нашел в городе.
20
И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу.
20
Навузарадан, начальник телохранителей, привел их к царю Вавилона в Ривлу.
21
И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И выселены Иудеи из земли своей.
21
И там, в Ривле, что в стране Хамат, царь казнил их всех. Так иудеи были выселены со своей земли.
22
Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, - над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова.
22
А над теми, кто остался в Иудее, кому Навуходоносор, царь Вавилона, разрешил остаться, он поставил Гедалию, сына Ахикама, сына Шафана.
23
Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно: Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их.
23
Узнав о том, что царь Вавилона сделал Гедалию своим наместником, все иудейские военачальники вместе со своими людьми пришли к нему в Мицпу: Измаил, сын Нетании; Иоханан, сын Кареаха; Серая, сын Танхумета, из Нетофы; и Яазания из Маахи.
24
И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам.
24
Гедалия, сын Ахикама, сын Шафана, поклялся им и их людям: «Не бойтесь халдейских чиновников, оставайтесь в стране, служите царю Вавилона — и будет вам хорошо!»
25
Но в седьмой месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе.
25
В седьмой месяц пришел Измаил, сын Нетании, сына Элишамы, царский родственник, и с ним десять человек, и они убили Гедалию, а также иудеев и халдеев, которые были с ним в Мицпе.
26
И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев.
26
Тогда поднялись все иудеи, от мала до велика, вместе с военачальниками, и ушли в Египет, боясь халдеев.
27
В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного
27
В тридцать седьмой год после пленения Иехонии, царя Иудеи, в двадцать седьмой день двенадцатого месяца, Эвил-Меродах, ставший в тот год царем Вавилона, помиловал Иехонию, царя Иудеи, и освободил его из тюрьмы.
28
и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне;
28
Он говорил с ним дружелюбно, велел ему сидеть выше всех остальных царей, которые были при Эвил-Меродахе в Вавилоне,
29
и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его.
29
и приказал дать ему новую одежду, вместо прежней, что была на нем в тюрьме. С тех пор и до конца дней своих Иехония ел за столом царя вавилонского.
30
И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его.
30
И он получал постоянное содержание от вавилонского царя — ежедневно, до конца дней своих.
Притчи 18
1
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
1
Кто живет сам по себе — творит, что хочет, а на здравые советы лишь бранится.
2
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
2
Глупцу не нравится думать, зато любит он умом похваляться.
3
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.
3
По пятам за злодейством — презрение, а за бесчестием следует позор.
4
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
4
Слова человека — глубокие воды, источник мудрости — струящийся поток.
5
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
5
Дурное дело — потворствовать злодею или праведнику отказать в правосудии.
6
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
6
Язык глупца доведет до ссоры, его уста накличут побои.
7
Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.
7
В речах глупца — его погибель, его уста — для него же ловушка.
8
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
8
Речи сплетника — что лакомство, проникают в самое нутро человека.
9
Нерадивый в работе своей - брат расточителю.
9
Ленивый работник — все равно что разрушитель.
10
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.
10
Имя Господа — могучая башня: укроется в ней праведник и будет неприступен.
11
Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
11
Для богатого достаток — словно крепость, оно ему мнится стеной неприступной.
12
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
12
Падению предшествует надменность, а славе — смирение.
13
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
13
Давать ответ, не дослушав, — только глупость и стыд.
14
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
14
Сильный духом справится с недугом, но как быть, если дух сломлен?
15
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
15
Сердце разумного копит знание, ищет знания слух мудрецов.
16
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
16
Подношения расчистят путь и откроют доступ к вельможам.
17
Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
17
В тяжбе кто первый, тот и прав — пока соперник не вступит в спор.
18
Жребий прекращает споры и решает между сильными.
18
Жребий улаживает споры и разводит могучих противников.
19
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.
19
Обиженный брат — неприступная крепость, а ссора — засов на воротах.
20
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
20
Плодами своих речей насыщается человек: что добудет языком, тем и насытится.
21
Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
21
Жизнь и смерть — во власти языка, и кто с ним дружен, плоды его вкусит.
22
Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.
22
Кто нашел жену — нашел сокровище и обрел благоволение Господа.
23
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
23
В словах бедняка мольба, но грубость в ответе богача.
24
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
24
У кого друзей много, тому несдобровать, но любовь иного друга — крепче братской.
От Матфея 15
1
Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
1
В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя Закона.
2
зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
2
«Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук перед едой…» — спрашивают они.
3
Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
3
«А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания? — возразил Он. —
4
Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».
4
Бог сказал: „Чти отца и мать“ и „Всякий, кто оскорбит отца или мать, должен быть предан смерти“.
5
А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»,
5
А вы говорите: „Если кто скажет отцу или матери: ‚Что ты мог бы иметь от меня — то мой дар Богу‘,
6
тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
6
ему уже не нужно почитать отца“. Этим вы отменяете слово Бога ради вашего предания.
7
Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
7
Лицемеры! Хорошо сказал о вас пророк Исайя:
8
«приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
8
„Этот народ чтит Меня устами, но сердце его далеко от Меня.
9
но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
9
Тщетно их поклонение: они учат человеческим заповедям, как Моим“».
10
И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
10
Подозвав к себе народ, Иисус сказал: «Послушайте и постарайтесь понять.
11
не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
11
Человека делает нечистым не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст».
12
Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
12
Тогда ученики подошли к Нему и говорят: «Знаешь ли Ты, что Твои слова вызвали негодование у фарисеев?»
13
Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
13
«Всякий саженец, не Моим Небесным Отцом посаженный, будет вырван с корнем, — ответил Он. —
14
оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
14
Оставьте их! Это слепые поводыри слепых. А когда слепой ведет слепого, то оба угодят в яму».
15
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
15
«Объясни нам эту притчу», — обратился к Нему Петр.
16
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
16
«Как, и вы такие же бестолковые?
17
еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
17
Не понятно вам, что то, что входит в уста, идет в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место?
18
а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,
18
А то, что исходит из уст, исходит из сердца, — вот оно-то и делает человека нечистым.
19
ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
19
Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию.
20
это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.
20
Вот что делает человека нечистым. А есть неомытыми руками — это не делает человека нечистым».
21
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
21
Оттуда Иисус направился в земли Тира и Сидона.
22
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
22
Пришла к Нему одна ханаанеянка, жительница тех мест. «Господь, Сын Давида! — закричала она. — Сжалься надо мной. Моя дочь одержима бесом и страшно мучится».
23
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
23
Но Он ни слова ей не ответил. Ученики, подойдя к Нему, стали Его просить: «Скажи ей, пусть уйдет! А то идет за нами и кричит».
24
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
24
«Я был послан только к потерянным овцам народа Израиля», — сказал Иисус.
25
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
25
Но женщина, приблизившись, упала перед Ним ниц и сказала: «Господин мой, помоги мне!» —
26
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
26
«Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам», — сказал Он.
27
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
27
«Да, Господин мой, но и собаки едят крошки, которые падают со стола хозяев», — ответила она.
28
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
28
«Велика твоя вера, женщина, — сказал ей тогда Иисус. — Пусть будет тебе то, чего ты хочешь». И в тот же миг дочь ее выздоровела.
29
Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
29
Уйдя оттуда и продолжая Свой путь вдоль Галилейского моря, Иисус поднялся на гору и сел.
30
И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
30
К Нему сошлись толпы народа с парализованными, слепыми, калеками, немыми и множеством других больных. Они привели их к Его ногам, и Он исцелил их.
31
так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
31
Весь народ дивился, видя, что немые говорят, калеки здоровы, парализованные ходят и слепые видят. И они прославляли Бога Израиля.
32
Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
32
Иисус, подозвав учеников, сказал им: «Жаль Мне людей: вот уже три дня, как они при Мне, а есть им нечего. Я не хочу отпускать их голодными — как бы они не ослабели в дороге».
33
И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
33
«Откуда нам здесь, в пустыне, взять столько хлеба, чтобы накормить такую толпу?» — говорят Ему ученики.
34
Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
34
«Сколько у вас хлеба?» — спрашивает Он. «Семь хлебов и несколько рыбок», — отвечают они.
35
Тогда велел народу возлечь на землю.
35
Иисус, велев народу сесть на землю,
36
И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу.
36
взял семь хлебов и рыбу, произнес благодарственную молитву, разломил и стал раздавать ученикам, а ученики — народу.
37
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
37
И все ели, насытились и еще набрали семь полных корзин оставшихся кусков.
38
а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
38
А едоков было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.
39
И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
39
Отпустив народ, Иисус сел в лодку и отправился в окрестности Магадана.