План победы
1
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
1
Ведь этот самый Мелхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, встретил Авраама, когда тот возвращался после разгрома царей, и благословил его,
2
которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
2
и Авраам уделил ему десятую часть всей добычи. Имя его, во-первых, переводится как «царь справедливый», а во-вторых, он еще и царь Салима, то есть «царь миролюбивый».
3
без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
3
У него нет ни отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца. Уподобленный Сыну Бога, он остается священником навсегда.
4
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
4
Вы только посмотрите, сколь велик должен быть тот, кому сам патриарх Авраам дал десятую часть отборнейшей добычи.
5
Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
5
Потомков Левия, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама.
6
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
6
А этот, хотя и не из рода Левия, взял десятину с Авраама и благословил его, уже имевшего обещание от Бога.
7
Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
7
Вне всякого сомнения, только меньший может получать благословение от большего.
8
И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.
8
Тем более, что десятину получают люди смертные, а там ее получил человек, о котором Писание свидетельствует, что он жив.
9
И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
9
И Левий, получая десятину, сам был, так сказать, обложен десятиной, которую он уплатил через Авраама.
10
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
10
Ведь Мелхиседек встретил его, когда он еще не родился и был, так сказать, еще внутри своего предка.
11
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
11
Если бы совершенства можно было достигнуть через левитское священство (ведь Закон был дан народу на его основе), тогда зачем было нужно, чтобы говорилось о появлении другого Священника, подобного Мелхиседеку, а не такого, как Аарон?
12
Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
12
Ведь перемена священства неизбежно означает и перемену Закона.
13
Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
13
Тот, о ком идет речь, принадлежит к другому племени, из которого никто никогда не служил при жертвеннике.
14
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
14
Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды, а Моисей, говоря о священниках, ничего не говорит относительно этого племени.
15
И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
15
И что еще очевиднее, явился новый Священник, Тот, кто подобен Мелхиседеку,
16
Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
16
кто стал Священником не по закону о земном происхождении, но силою нетленной жизни.
17
Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».
17
Ведь Писание свидетельствует: «Ты — Священник навек, по чину Мелхиседека».
18
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
18
Итак, произошла отмена предыдущего установления, из-за его слабости и бесполезности —
19
ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
19
Закон ведь ничего не сделал совершенным, — и была дана новая надежда, благодаря которой мы приближаемся к Богу.
20
И как сие было не без клятвы, -
20
И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы,
21
ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», -
21
но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему: «Поклялся Господь и не передумает: Ты — Священник навек!»
22
то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
22
Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус.
23
Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
23
И священников было много потому, что смерть мешала им продолжать служение.
24
а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
24
Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство.
25
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
25
Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них.
26
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
26
Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес.
27
Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
27
Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя.
28
Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
28
Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.