План победы
1
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
1
Я говорю правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне моя совесть, руководимая Духом Святым.
2
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
2
Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна!
3
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
3
Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих соплеменников!
4
то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
4
Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога,
5
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
5
у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.
6
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
6
Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Израиль.
7
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
7
И не все потомки Авраама — его дети. Ведь Бог сказал: «Твой род продолжится через Исаака»,
8
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
8
то есть не те дети, что родились от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом.
9
А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».
9
Вот это обещание: «Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын».
10
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
10
Но это не все. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака.
11
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило
11
Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей: «старший младшему станет рабом», чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен
12
не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
12
и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога.
13
как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
13
Как говорится в Писании: «Иакова Я полюбил, а Исава возненавидел».
14
Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
14
Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? — Ни в коем случае!
15
Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
15
Моисею Бог сказал: «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным».
16
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
16
Итак, все зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога.
17
Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».
17
В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и имя Мое сделать известным по всей земле».
18
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
18
Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.
19
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
19
Ты меня спросишь: «Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?»
20
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
20
Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?»
21
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд - для почетного употребления, а другой для низкого?
21
Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?
22
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
22
А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел «сосуды гнева», которые обречены на уничтожение,
23
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
23
для того именно, чтобы явить все безмерное величие Своей славы по отношению к «сосудам милости», предназначенным для славы? И эти «сосуды милости» — мы.
24
над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
24
Нас Он призвал — и не только из иудеев, но и из язычников,
25
Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною».
25
как об этом Он говорит в книге Осии: «Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую — любимой.
26
«И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
26
И в том самом месте, где Я сказал им: „Вы не Мой народ“, — теперь их назовут сынами Бога Живого».
27
А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
27
А Исайя восклицает об Израиле: «Даже если число израильтян будет как песок морской, все равно спасен будет лишь остаток.
28
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».
28
Свой приговор, решительный и скорый, исполнит над землей этой Господь».
29
И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре».
29
Как предсказал Исайя: «Если бы Господь Воинств не оставил нам нескольких уцелевших, мы стали бы как Содом и уподобились Гоморре».
30
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры,
30
Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру,
31
а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
31
в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг.
32
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
32
Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения»,
33
как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».
33
как написано: «Вот Я закладываю на Сионе камень — и о него споткнутся, скалу — из-за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен».